Почему «Мой шаг» набрал 884 456 голосов (70,43%) на прошедших выборах, объяснять не нужно. Голоса эти собрал Никол Пашинян, который осуществил мечту подавляющего большинства граждан, освободив их от ненавистных властей, с которыми это большинство связывало все проблемы – как личные, так и нашей страны. Особенность ситуации в том, что эти же граждане ответственным за решение вышеупомянутых проблем не видят ни одного другого человека, кроме Пашиняна.
Остальное проходит по классическим революционным правилам. В условиях всеобщей поддержки и грубого давления со стороны большинства на критику, правительство уже допустило ряд ошибок, в том числе на международной арене. Учитывая вспыльчивый характер премьера, такие случаи могут повторяться и в дальнейшем. Особенность революции и в том, что объективно трудно остановить запущенный ею маховик репрессий. Это бывает даже независимо от воли властей, таково требование общества. Так что, полагаю, что «бывшими властями» все не ограничится. Затем очередь дойдет до их предполагаемых сторонников, затем сторонников сторонников, и так далее.
Такова логика революции. В конце XVIII века провозгласившие «Свободу, Равенство и Братство» французские революционеры в действительности поддержали жестокую диктатуру, которая, однако, нравилась большинству. Толпа была в восторге, когда Робеспьер и его друзья-революционеры отправили на гильотину короля и дворян, проклиная приговоренных к казни. Толпа переживала тот же восторг, когда Робеспьер посылал на гильотину своих революционных друзей, теперь уже проклиная «предателей». Толпа не меньше восторгалась и проклинала, когда на гильотину подняли самого Робеспьера. И что? Каждый год французы празднуют годовщину своей революции, а революционеров считают героями, потому что они решали важный вопрос – доказывали, что у людей нет от рождения привилегий, перед Богом все равны.
Теперь мы все должны быть готовы к гильотине, в прямом или переносном смысле (все-таки на дворе XXI век). Это не значит, что мы должны бояться выражать свою позицию. Но это также не означает, что мы должны недооценивать историческое позитивное значение армянской бархатной революции. Что бы ни случилось через месяц или год, революция станет мощным уроком для любых властей в течение следующих десятилетий.