Полиграф — в дословном переводе «многопишущий» — предназначен для одновременной записи параметров со многих датчиков. Известность устройство получило благодаря тому, что одновременная запись многих биометрических параметров — таких, как давление крови, влажность кожи, частота дыхания и т.д. — считается неплохим средством выявления обмана. Фактически, конечно же, выявляется не обман, а нервное напряжение — так сказать, психологическая нагрузка на организм. Но считается: когда человек лжёт, эта самая психологическая нагрузка выше, чем когда он говорит правду. Поэтому полиграф популярен под названием «детектор лжи».

Более того, многие даже считают полиграф эффективным средством выявления истины в суде и на следствии. Помнится мне, сравнительно недавно был большой шум по поводу того, что лейтенант Сергей Владимирович Аракчеев добровольно прошёл проверку на полиграфе, и она не выявила признаков совершения им того преступления, в котором его обвиняют. Я тоже считаю, что Аракчеев не совершил этого преступления. Но считаю вовсе не потому, что он прошёл проверку на полиграфе — у меня для этого есть совершенно иные соображения, представляющиеся мне самому достаточно убедительными, но, несомненно, куда менее убедительные для многих, кто считает Аракчеева всё-таки преступником. Они, в частности, отмечают: за годы, прошедшие с момента преступления, можно просто вытеснить из памяти подлинные обстоятельства, искренне уверовать в самостоятельно выдуманную версию.

Именно в этом главная проблема полиграфа. Да, он выявляет некоторые виды нервного напряжения. Да, эти виды нервного напряжения чаще встречаются у тех, кто обманывает, чем у тех, кто говорит правду. Но это напряжение порождено, грубо говоря, сомнением самого человека в своих словах. Если же он абсолютно уверен в том, что говорит, то напряжения не испытает.

Полагаю, барон Мюнхгаузен — реальный боевой офицер, а не фантастический персонаж, сооружённый на основе этого реального человека — действительно совершенно искренне верил во все те фантазии, которые рассказывал о далёкой дикой России, неведомой его собеседникам. Потому что сам он в России пребывал в военное время в роли военного специалиста. Естественно, ему было не до серьёзного изучения страны. Он просто некритически воспринимал все доходившие до него легенды и абсолютно искренне в них верил — и прошёл бы любую проверку на любом полиграфе.

Аналогично большинство наших чиновников совершенно искренне верует в то, что их служебное положение уже само по себе: ставит их выше народа и позволяет не обращать внимания на народ; наделяет их правом кормиться любым подножным кормом, не задумываясь о законности своих заработков; и т.д. и т.д. Совершенно не сомневаюсь, что большинство наших нынешних чиновников спокойно пройдёт любой отбор на полиграфе и абсолютно искренне получит должности, позволяющие рассматривать народ в качестве подножного корма — и действительно будет рассматривать народ в качестве подножного корма. И никакой полиграф этому не помешает никоим образом.

Потому что ещё и ещё раз — не только применительно к чиновникам, но и применительно к использованию полиграфа в юридических целях — повторю: полиграф — это только и исключительно средство проверки веры человека в свои собственные слова и ничего более.

Что касается проверки чиновников, то Иешуа Иосифович Давидов учил: «По плодам их узнаете их». Если повышать чиновника в должности и звании, глядя на результаты всей его предыдущей деятельности, то такая проверка надёжнее любого полиграфа.


 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.