Первые в Армении внеочередные парламентские выборы уже стали достоянием истории. ЦИК подвёлпредварительные итоги голосования со всех 2010 избирательных участков. Согласно официальным данным ЦИК, победу одержал возглавляемый и.о. премьер-министра Армении Николом Пашиняном блок "Мой шаг", в пользу которого проголосовало 70,43% избирателей (884 456 человек). У ППА - 8,27% (103 824 избирателя), на третьем месте "Просвещенная Армения" - 6,37% (80 024 избирателей).

Бывшая правящая Республиканская партия Армении не смогла преодолеть 5%-ый барьер - в ее пользу проголосовало 4,7% избирателей (59 059 человек).

Парламентские выборы стали логическим завершением процесса полной передачи или транзита власти: сначала Пашинян получил власть исполнительную, затем власть в Совете старейшин Еревана, а теперь ему уже подконтрольна и власть законодательная.

Высокий итоговый процент при низкой явке

То, что возглавляемый Николом Пашиняном блок «Мой шаг» является абсолютным фаворитом предвыборной гонки, было ясно ещё до её начала. Интрига заключалась в том, сколько процентов голосов он сможет получить, и какой будет явка на выборах.

В первом случае, как видно из данных ЦИК, проблем не возникло, однако явка на выборах оставляет место для размышлений и анализа. По данным ЦИК Армении, явка избирателей на досрочных парламентских выборах составила 48,63% 

Эксперты уже успели выразить свое мнение по данному факту. В частности, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Сергей Маркедонов отметил, что сейчас уже говорить о тотальной поддержке «народом» Пашиняна не представляется возможным.

Политическая реальность такова, что более 51% граждан Армении, имеющих право голоса, не придя на избирательные участки отвергли все 11 политсил, включая «Мой шаг», претендующих на прохождение в парламент.

Вместе с тем реально и то, что Никол Пашинян обрёл всю полноту власти в стране: ему сегодня подконтрольны и парламент, и правительство. Однако это не является чем-то экстраординарным, и представляет собой классический пример некой стадии развития политической системы любого государства, при которой формируется политическая монополия.

Парламент и страна без оппозиции, но надолго ли?

Греческое «monopolion» (от «poleo» - [один]) - форма политической организации общества, политической власти, при которой вся полнота управления принадлежит единому субъекту политики. Носитель монопольной власти может быть персонифицирован, воплощен в одном человеке. В случае с Арменией данному факту способствует не только то, что блок «Мой шаг» получил на выборах более 70% голосов, но и то, что впервые за 27 лет в армянском парламенте де-факто не будет оппозиции.

Безусловно, есть положения Конституции Армении о том, что 1/3 парламента должна состоять из представителей оппозиции, однако и «Процветающая Армения», и «Просвещённая Армения» не станут радикально оппонировать блоку «Мой шаг». Об этом свидетельствует и предвыборная кампания, в которой основным оппонентам Пашинина была Республиканская партия Армении, а указанные две силы в основном критиковали не Никола Пашинина и его правительство, а все тех же республиканцев.

Очевиден, однако, и другой факт – хотя власть сегодня имеет очень высокую поддержку общества и наслаждается высоким показателем мандатов доверия, но, тем не менее, постреволюционная эйфория имеет привычку заканчиваться.

Немецкий учёный и публицист Вильгельм Швебель писал, что бедные всегда голосуют за партию, которая громче всех обещает хлеба и зрелищ, но меняют свое отношение, если эти обещания не сбываются.

Ситуация в Армении будет развиваться именно по этому сценарию, и как только «бедные» увидят, что правительство по объективным и субъективным причинам не сможет обеспечить «скачкообразного экономического взлёта», рейтинг Пашиняна, а с ним и всего парламента, будет падать.

Это, в свою очередь, приведёт к тому, что на политическом поле Армении начнутся пертурбации, и новая оппозиция даст о себе знать, хотя, скорее всего, она будет сформирована вне стен парламента. Что же касается политической роли «Просвещённой Армении» и партии «Процветающая Армения», то это тема отдельной статьи.

Аполитичный парламент создаст внепарламентскую оппозицию

В условиях аполитичного парламента, естественно, что основные политические процессы будут протекать за стенами Национального Собрания. Новый парламент отличается от прежнего тем, что там значительно меньше представителей олигархии, и людей, более известных в обществе своими прозвищами, а не именами. Однако проблема нового парламента в том, что он безликий - порядка 70-75% новых депутатов обществу абсолютно неизвестны. Оно их не знает не то что по именам и фамилиям, но даже в лицо.

Прежних парламентариев сменили новые, которые отличаются тем, что не представляют какой-либо слой общества, а призваны отстаивать интересы одного человека, благодаря личному рейтингу которого они оказались в парламенте. Неудивительно, что в подобных условиях основным «генератором политических идей и процессов» станет «улица», то есть внепарламентская оппозиция, которая будет крепнуть с каждым потерянным процентом в колоссальном рейтинге исполняющего обязанности премьер-министра.

Армении нужны серьезные перемены, а они не могут быть достигнуты в условиях полного отсутствия оппозиции, в противном случае мы станем свидетелями «РПАизации» блока «Мой шаг», что не исходит из интересов страны. 

Бениамин Матевосян, политолог, координатор стратегических проектов Центра «Публичной дипломатии»

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.