Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог, кавказовед Сергей Маркедонов прокомментировал телеграм-каналу Bunin & Co ситуацию с назначением генсека ОДКБ и противоречивые версии причин переноса саммита.
Говоря языком шахматистов, саммит ОДКБ, который планировался на 6 декабря, отложен. Но страсти вокруг поста генсека этой интеграционной структуры из-за этого не успокаиваются, а напротив, накаляются. Так, версии переноса саммита, изложенные представителями России и Армении, мягко говоря, значительно расходятся друг с другом. По словам помощника российского президента Юрия Ушакова, данное решение было принято по просьбе официального Еревана по причине проведения в стране внеочередных парламентских выборов. Но всего за несколько дней до этого заявления Никол Пашинян, лидер движения "Мой шаг", которое рассматривается, как заведомый фаворит избирательной гонки, констатировал: инициатива переноса саммита ОДКБ принадлежала Владимиру Путину. После того, как версия в изложении Юрия Ушакова прозвучала публично, пресс-служба Пашиняна заявила, что Армения не просила отменять форум. Но это еще полдела. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала комментарии пресс-секретаря Армана Егояна, "вызывающими беспокойство по форме и содержанию".
Впрочем, от разговоров о перспективах ОДКБ, похоже, не уйти. В Санкт-Петербурге пройдет саммит ЕАЭС, куда прибудут и Никол Пашинян, и президент Белоруссии Александр Лукашенко. И в беседе с журналистами Пашинян уже заявил, что потребует объяснений у белорусского лидера по поводу возникшей коллизии. Можно сколько угодно спорить о том, по чьей инициативе состоялся перенос важного форума, но выборный мотив здесь, очевидно, присутствует. Голосование состоится 9 декабря, и Пашиняну совершенно не нужно демонстрировать неудачу, если вдруг решение по генсеку будет принято не в его пользу. Даже компромисс в виде временно исполняющего обязанности генерального секретаря будет воспринят пашиняновским избирателем именно так. Как следствие, активизация дискуссий о том, зачем вообще Еревану нужно членство в "евразийском НАТО". Москве это не выгодно, как не выгодно и излишнее укрепление позиций Лукашенко. Его амбициями Кремль также не слишком доволен. В итоге содержательный разговор о будущем важной для всех сторон интеграционной структуры, скорее всего, будет подменен пиаровской игрой и стремлениями оставить за собой "последнее слово".