На прошлой неделе, в ходе экономической конференции и.о. премьер-министра Никол Пашинян заявил следующее: «Для развития экономики важны законность, равенство всех перед законом и формирование атмосферы справедливости». Говоря о проблемах, с которыми сталкивается экономика, Пашинян отметил, что следующая проблема, с которой они столкнулись, — это крайняя неэффективность системы государственного управления. «Мы сформулировали это как политическую проблему, к которой неизбежно обратимся в течение 2019 года. Надеюсь, что на выборах мы получим вотум доверия и после этого обязательно обратимся к этой теме», – сказал Пашинян.
Стартовала предвыборная гонка, она ведется в довольно жесткой форме и крайне политизирована. Тогда как, было бы желательнее, чтобы политические силы представили свое видение экономического развития, рассказали бы о своих подходах, каким именно они видят решение проблем, о которых говорят уже на протяжении двух десятилетий.
И.о. министра экономического развития и инвестиций Тигран Хачатрян прогнозирует 5-6-процентный экономический рост в конце текущего года. В преддверии парламентских выборов вопрос экономической перспективы нашей страны стал предметом внутриполитических дискуссий после того, как Национальная статистическая служба представила цифры – в сентябре текущего года, по сравнению с тем же периодом времени прошлого, показатель экономической активности снизился на 0.2 процента.
«Революция не может оказать негативного влияния и на экономическую активность и на инвестиции. Но ее влияние следует рассматривать как долгосрочное. Что принесла революция? Она принесла большую степень экономической свободы, больше возможностей для выхода на рынки, более равную конкуренцию. Это те факторы, которые могут и должны обеспечить более благоприятную среду для принятия инвестиционных решений. А они не дают немедленных решений и результатов. То есть, такая среда нужна для того, чтобы в долгосрочной перспективе показатель экономического роста стал более высоким, экономический рост стал более устойчивым, создающиеся результаты распределялись между участниками более равномерно», — сказал Хачатрян. Он надеется, что в особенности после парламентских выборов позитивные экономические развития станут более заметными. «Стабилизация ситуации, новый политический этап, который начинается в пятилетний период после парламентских выборов, — это очень хорошее время для того, чтобы все ожидающие приняли окончательные решения и начали реализовывать новые программы», — сказал и.о министра.
Очевидно, что начиная с мая этого года у власти нет фактов касательно экономических успехов, чтобы представить их обществу. Пока еще говорят о возможностях, которые открыла революция. А когда же придет время говорить о результатах? Самый главный вопрос – что именно в последние семь месяцев мешало потенциальным инвесторам вложить свои средства, а среднему бизнесу — развиваться, ответов на эти вопросы нет. Говорят, что все находятся «в режиме ожидания». А почему и чего именно они ждут?
Семи месяцев было достаточно для того, чтобы в рамках борьбы с коррупцией распространялась не только информация об отдельных случаях выявления коррупции, но и о шагах в направлении системного решения данной проблемы – начиная с законодательных изменений и до создания конкретных механизмов.
И вообще, почему революционные власти за семь месяцев так и не представили армянскую модель экономического развития? Ее необходимо было представить сразу же после смены власти и даже можно было успеть предпринять некоторые шаги, и сегодня в ходе предвыборной гонки уже представить обществу первые результаты работы.
А ряд вопросов действительно так и остались без ответа: какая у нас экономика сейчас, какие мы хотим сделать изменения и каким образом? Были ли представлены убедительные цифры, свидетельствующие о сокращении тени в рамках правительственной программы по борьбе с коррупцией – сколько процентов тени было тогда и сколько осталось сейчас? Если нет, значит мы не может утверждать и то, что за последние семь месяцев антикоррупционной борьбы есть конкретные результаты.
Наверное, ни у кого нет сомнения в том, что экс-премьер Грант Багратян имеет опыт и знания в деле развития экономики. Однако на его критику действующие власти даже не считают необходимым отвечать.
23 ноября в интервью NEWS.am Грант Багратян выдвинул множество важных задач. Правительство Пашиняна заявляет о намерении свершить экономическую революцию. Учитывая проект бюджета на 2019 год и работу последних шести месяцев, есть ли предпосылки для экономической революции, Багратян ответил: «Экономической революции не происходит вообще, это дешевые, приятные слуху народа слова. Экономика – это эволюционная система, экономика не любит революций, экономика намного сложнее, необходимо уметь развивать экономику так, чтобы в долгосрочной перспективе получилось качественное изменение».
Известно, что бывшие власти заявляли, что оставляют страну с 7,5-процентным экономическим ростом, новые обещают рост в 4,9 процентов. Является ли эта цифра реальной, или же она получена путем манипуляций, и что означает рост в 4,9 процентов? На вопрос журналиста Багратян отвечает: «В 7,5 процентах столько же манипуляций, сколько будет в 4,9 в будущем. Однако сейчас ответсвенным за цифру 7,5 являются уже не прежние власти, а Никол Пашинян, он переназначил главу Национальной статистической службы. Эта цифра после прихода к власти Никола Пашиняна не изменилась. Это уже цифра Пашиняна. Настолько, насколько экономический рост текущего года – 6 процентов за 10 месяцев, который резко снизился, поскольку первые четыре месяца речь вообще шла о 10 пеоцентах: ответственны за это тоже Пашинян и новые власти. Касательного следующего года говорят о 4,9 процентах. Цифра 4,9 свидетельствует о том, что не только нет революции, но и динамики роста, даже эволюции нет, не говоря уже о революции».
Касаясь борьбы с тенью Багратян заявил: «Показателем тени является соотношение налоги —ВВП. Соотношение налоги – ВВП уже в 2019 году – в бюджете Пашиняна снизится, то есть тени будет больше, чем при прежних властях, это однозначно так и есть. Естественно, я не склонен думать, что налоговая или фискальная политика в 2019 году обязательно будет хуже. Возможно, структура развития экономики такова, что волей-неволей должна была снизиться, однако нет повода похвалить себя в том, что тени меньше, чем при прежних властях. Ее стало немного больше». На вопрос – за счет чего так случилось, Багратян ответил: «Всего. Хотя бы за счет того, что на малый бизнес, торговлю на улице больше не оказывается такого давления, как раньше, это тень. На соотношение налоги – ВВП оказывает негативное влияние».
Коснувшись борьбы с коррупцией, Багратян отметил: «В Армении уже шесть месяцев, как ведут борьбу с коррупцией, ни одного шага еще не сделано. Путем коррупции, разных махинаций в бюджет вернули 12 млрд. драмов – 25 млн долларов. Если взять эту цифру, то в 2013 году тоже возвращали в бюджет, примерно такие же цифры были. Ни одной коррупционной сделки сейчас у нас нет».
Багратян ранее заявлял, что инвестиции сократились в 11 раз, глава Центробанка посчитал это неверной цифрой. Багратян в интервью прокомментировал: «Было бы лучше, если бы глава Центробанка ответил на цифру, я не понимаю, зачем отвечает он. С ним есть проблема, он не экономист по профессии. Нельзя на такие вопросы реагировать таким образом – манипулятор. Сам ты манипулятор. Встань и объясни, что это не так. Согласно статистике, в первом квартале прямые иностранные инвестиции составили 100 млн, во втором – 9 млн долларов. 100 разделить на 9 получается 11».
Для того, чтобы свершить «экономическую революцию» власти уже должны были представить свои первые шаги и действия в этом направлении. Однако, как видно, даже предвыборная гонка для властей таким поводом не является.