Когда мы говорим об Анне Ахматовой, большинство из нас вспоминает о ее нелегкой судьбе: женщина перенесла трагическую гибель супруга и множество лишений. Мало кто представляет себе легендарную поэтессу молодой красавицей, изящной гимназисткой, к ногам которой падали бесчисленные поклонники.
Но был в жизни звезды Серебряного века и такой период. Среди воздыхателей знаменитости замечены литераторы и художники, солдаты и вельможи. Поговаривают даже, что сам Николай II не устоял перед чарами поэтессы!
Детство Ахматовой
Будущая Ахматова появилась на свет в Одессе, но любимым своим городом всегда называла Санкт-Петербург. Туда родители Анны переехали, когда ей самой исполнился год.
Стихи девочка начала писать еще в 11 лет, но родители не оценили стараний дочери. Отец даже попросил Аню «не срамить» фамилию Горенко. Именно поэтому поэтесса всегда подписывала свои творения псевдонимом, под которым и прославилась.
Юность красавицы
В молодости Ахматова была диво как хороша. Согласно воспоминаниям современников, девушка отличалась экзотической, восточной красотой, небывалой грацией и гибкостью.
Природная пластика Анны поражала даже балерин Мариинского театра: Ахматова могла с легкостью наклониться назад, перегнувшись в поясе, и прикоснуться макушкой к полу!
Ахматова и Николай II
Биографы всегда считали, что главным мужчиной в жизни поэтессы был Николай Гумилёв, отец ее единственного сына Льва. Впрочем, даже самые истовые фанаты Ахматовой признают: возлюбленных у женщины хватало.
Но Николая II в их число обычно не заносили. А вот эмигранты-аристократы, переехавшие после революции во Францию, были уверены: поэтесса не год и не два поддерживала любовную связь с императором!
Поэтесса и правитель
«Вся литературная публика в те годы судачила о романе правителя и Анны Ахматовой», — писали впоследствии эмигранты. По слухам, впрочем, отношения с самодержцем были не особенно счастливыми для красавицы.
Женщина дико ревновала возлюбленного к Матильде Кшесинской, с которой у Николая был роман до Анны. Поэтесса считала себя слишком неуклюжей и высокой и очень завидовала элегантности балерины.
Поговаривают, именно статус тайной фаворитки правителя гарантировал ранним произведениям Ахматовой оглушительный успех.
В самом деле, официальные критики, трудившиеся с благословения имперской цензуры, всегда пели сборникам «Вечер» и «Четки» дифирамбы. Сама же поэтесса, что характерно, позже припечатала собственные творения унизительной характеристикой «беспомощные»!
Судьбоносное имя
Поговаривают, что роман с императором наложил сильнейший отпечаток на жизнь Анны. Так, благодаря ему она навсегда «влюбилась» в имя Николай.
Первый муж красавицы, Николай Гумилёв, и последний из ее супругов, искусствовед Николай Пунин, оба носили это имя. Кроме того, именно так звали самого знаменитого из любовников, поэта и критика по фамилии Недоброво, трагически скончавшегося от чахотки в 1919 году.
Биографы Ахматовой, верящие в теорию о романе с императором, считают, что в стихотворениях «Сероглазый король» и «Смятение» речь идет именно о самодержце.
Более того, поговаривают, что особое отношение самой поэтессы к этим произведениям тоже диктовалось чувствами, питаемыми женщиной к Николаю II.
Бастард императора?
А Эмма Герштейн, уважаемый литературовед, и вовсе считала: ненависть Ахматовой к «Сероглазому королю» была вызвана ее изменой супругу.
По версии Эммы, Лев Гумилёв на самом деле был сыном совсем другого Николая. Литературовед однозначно уверена: Анна прекрасно знала, что воспитывает сына самодержца!
Кто знает, действительно ли Николай II был возлюбленным поэтессы… С тех пор прошло слишком много времени, чтобы говорить о чём-то со стопроцентной вероятностью.