Армении придется окончательно проститься с надеждой на задействование альтернативных КПП "Верхний Ларс" маршрутов через Абхазию и Южную Осетию. К политической проблеме в отношениях Тбилиси и Москвы, а также к требованиям Абхазии и Южной Осетии, добавилась и сложная внутриполитическая ситуация в Грузии.
Особенно накануне предстоящих 28 ноября выборов президента, в условиях жесткой агиткампании, в Грузии исключают рассмотрение вопроса альтернативных Ларсу маршрутов.
Действующие власти помнят, какой шквал критики обрушился на них из-за прошлогоднего выступления бывшего премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили.
Вскользь брошенное Квирикашвили заявление о том, что армянские товары в форс-мажорных случаях могли бы проходить по транспортным коридорам через Абхазию и Южную Осетию, вызвало бурную реакцию у грузинской оппозиции, спровоцировав громкий скандал.
По словам бывшего начальник аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе, в правящих кругах Грузии понимают, что лимит ошибок иссяк, а терпение населения уже на исходе.
"По этой причине, у них (властей. - ред.) не хватит политического мужества даже включить этот вопрос в повестку, не говоря уже о попытках задействования маршрутов, тем более с учетом сложнейшей ситуации на "Верхнем Ларсе", в том числе и для грузинских перевозчиков", - сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Мамрадзе.
По последней информации, распространяемой посольством Армении в Грузии, КПП "Верхний Ларс" продолжает оставаться закрытым для грузовых машин.
В целом учитывая настроения политических кругов Грузии, Мамрадзе скептически относится к прогрессу в вопросе альтернативы "Верхнему Ларсу" и после выборов, даже если они закончатся для "Грузинской мечты" благоприятно и по их итогам победит независимый кандидат Саломе Зурабишвили.
"Это политический вопрос. Альтернатива может быть задействована через Абхазию и Осетию, только если те не потребуют взамен признания Грузией своей независимости", - сказал Мамрадзе.
А что швейцарцы?
Политическим назвал вопрос задействования альтернативных Ларсу путей и спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения Абашидзе подчеркнул, что вопрос альтернативы Ларсу пока не стоит.
"Тема требует более детального разговора, учитывая политический контекст. Я пока воздерживаюсь от комментариев", - сказал Абашидзе.
Что касается грузино-российского соглашения 2011 года "Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами", Абашидзе подчеркнул, что в этом вопросе есть подвижки. Подготовительный этап завершен, подписаны контракты, стороны плавно подходят к этапу реализации.
Тем не менее, Абашидзе затруднился ответить на вопрос, когда будет организована первая встреча совместного комитета по вопросу таможенного мониторинга от 2011 года. Заседание должно состояться в трехстороннем формате — с участием представителей Грузии, России и SGS в Швейцарии.
"Пока сроки неизвестны, идет работа", - коротко отметил он.
Дело в том, что с реализацией этого соглашения в Армении связывают большие надежды. Действительно факт реализации соглашения о таможенном мониторинге очень важен для Армении. Он позволит расширить торговлю и ввести альтернативный маршрут, однако заявления пока лишь о намерениях и не более.
Первое заседание будет носить технический характер. Будет установлен регламент, и начнутся обсуждения вопросов по реализации торгового соглашения. Должен быть создан трастовый фонд, который будет оплачивать работу швейцарских мониторов. Скорее всего, будут вычерчены технические моменты, завершены процедуры, что даст возможность дальнейшего функционирования комиссии.
Ситуация зависит от того, насколько стороны готовы идти на компромисс.
Выработался иммунитет
За годы работы и езды по единственному связывающему Армению с Россией сухопутному маршруту — автомобильной дороге Степанцминда-Ларс — армянские перевозчики выработали иммунитет.
"Из года в год увеличивается пассажиропоток и грузопоток на КПП "Верхний Ларс", следовательно, увеличивается длина пробок. На данный момент у нас застряли в 80-киллометровой пробке 45 машин, выехавших из России в Армению, и около 30 машин из Армении в Россию", - сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения руководитель диспетчерской службы компании SPAYKA Карен Агдаян.
По его словам, их водители уже привыкли работать в таких условиях, выезжая в это время они с собой берут сменную теплую одежду, газовые баллоны и т.д. Ну и в компании научились "отключать нервы" и ждать, когда все-таки товар доедет до места назначения.
Агдалян не берется назвать убытки от каждой застрявшей на границе фуры, однако учитывая, что компания импортирует и экспортирует сельхозпродукцию, цифры большие. Ко всем проблемам Ларса, добавляется еще и проблема поставок в срок. Приходится решать вопросы уже с заказчиками.
Напомним, львиная доля — более 80% — грузоперевозок в Армению осуществляется из Москвы через КПП "Верхний Ларс". На сегодняшний день эксперты рассматривают шесть альтернативных вариантов: воздушный, морской (через Поти), три сухопутных (коридор через Южную Осетию, Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан, Верхний Ларс) и железнодорожный (пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию) пути.
Однако с экономической точки зрения наиболее приемлем для Армении маршрут Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по коридору через Южную Осетию. Он длиннее Ларса на 80 км, но осетинский маршрут предпочтительней по причине более комфортных климатических условий и рельефа.