«Да, я ухожу в отставку с поста министра обороны Израиля», — сказал он во время специального выступления для прессы, которое транслировали главные телеканалы Израиля. Вот и всё. О причине он выразился лаконично — объяснил своё прошение об отставке собственным протестом против заключённого с ХАМАС очередного перемирия. Но перед этим были, по сути, военные действия между Израилем и сектором Газа, то есть — с палестинской партией ХАМАС, являющейся правящей в секторе Газа. Палестинцы возобновили ракетные обстрелы Израиля. Израиль проводил ответные спецоперации — всё как всегда. И вопрос, а чего ж Либерман уходит (хотя не исключено, отставка может быть не принята), пока не находит ответа. Тем не менее в регионе пошли реакции, пошли какие-то развития ситуации. Но вначале — всё-таки поговорим о военных действиях между Израилем и Газой. Это оказалось важным, и сейчас станет понятно, почему.
Например, исследователь Николай Грищенко писал 15 ноября, со ссылкой на издание Military Watch, что ракетный обстрел Израиля со стороны Палестины в ночь с 12 на 13 ноября заставил военных экспертов задуматься о том, насколько эффективной оказалась израильская противоракетная система «Железный купол». Из 300 выпущенных ракет израильская ПРО перехватила только 60 целей, а остальные поразили населённые пункты. Ранения получили несколько мирных жителей и солдат. В первую очередь специалисты обратили внимание, что запущенные из сектора Газа ракеты «Кассам» правильнее называть неуправляемыми реактивными снарядами. Ведь, по сути, ракета является обычной трубой с боеголовкой и примитивной двигательной установкой. Поэтому дальность полёта таких «ракет» не превышает 30 км. Точность попадания в цель составляет около 75%, и потому ими обстреливают лишь населённые пункты. «Крайне примитивный характер палестинских ракетных средств, которые некоторые аналитики сравнивают с модернизированными фейерверками, серьёзно ограничивает их эффективность, поскольку не хватает полезной нагрузки или точности, чтобы оказать значительное воздействие даже при использовании в больших количествах», — пишет Military Watch. Израильская система ПРО «Железный купол» позиционировалась Тель-Авивом как одна из самых современных систем ПРО для защиты от неуправляемых тактических ракет с дальностью полета от 4 до 70 км. В состав «Железного купола» входит многоцелевая радиолокационная станция EL/M-2084, центр управления огнём и три пусковые установки с 20 ракетами-перехватчиками «Тамир». Длина противоракеты — три метра, диаметр — 160 мм, масса — 90 кг. С начала 2011 г. в Израиле развернуто 10 батарей «Железного купола», и 5 ещё планируется. Каждая батарея может защищать территорию площадью 150 кв. км.
Однако в ночь на 13 ноября «Железный купол» перехватил лишь около 20% самодельных ракет. Стоит отметить, что система стремится перехватывать лишь те ракеты, которые угрожают населённым пунктам, ведь в противном случае противоракеты кончатся в первые минуты атаки, после чего установки придется перезаряжать. «С учётом изощрённости ракетных потенциалов, развернутых, в частности, «Хезболлой», которые значительно расширились после войны с Израилем в 2006 году, тот факт, что возможности «Железного купола» могут быть поставлены под сомнение чрезвычайно примитивными ракетными обстрелами, является плохим предзнаменованием для безопасности Израиля в случае будущей войны», — подчеркнуло Military Watch. Мы же, прекрасно понимая, что мир лицезрел фактический провал широко разрекламированной системы ПРО (а если верить азербайджанским источникам, Израиль начал поставки своего «Железного купола» в Азербайджан), и понимая, сколько бюджетных и иных денег минобороны Израиля могло истратить на создание и развёртывание уже имеющихся батарей «Железного купола», вправе предположить, что у кого-то (и не только в Израиле…) возникло немало вопросов после ракетных обстрелов «обычными трубами с двигателями» территории Израиля. Раз уж эта система ПРО из 300 палестинских ракет смогла перехватить лишь 20%. Каков вывод? Да всё просто — на фоне ударов возмездия того же Ирана по террористам в Ираке и Сирии (9 сентября и 1 октября), при которых демонстрировалась очень даже поразительная точность и результативность (десятки погибших террористов и агентов спецслужб внерегиональных государств), в Тель-Авиве обязаны были понять, что Израиль фактически беззащитен. Для вполне «конвенциональных» ракет — и неважно, эти ракеты в руках воинских формирований ливанской партии «Хезболлах», или у бойцов палестинского ХАМАС, или — у какой-нибудь из военных структур Ирана. Так что вторая из причин неожиданной отставки Либермана, на наш взгляд, на поверхности. Очередное перемирие Тель-Авива с ХАМАС — вынужденная необходимость, после провальных результатов использования ПРО «Железный купол» против палестинских «кассамов»…
Завершая с Израилем и сектором Газа, хотим сказать, что нынешняя эскалация насилия на границе Газы и Израиля 12−13 ноября стала наиболее крупной с момента окончания в 2014 г. масштабных боевых операций между ХАМАС и Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ). По данным ЦАХАЛ, ВВС Израиля уничтожили на территории Газы более 150 объектов и огневых позиций ХАМАС и «Исламского джихада» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Ситуация была настолько тревожной и опасной, что 13 ноября официальный представитель МИД Ирана Бахрам Кассеми резко осудил нападения израильтян на палестинцев в секторе Газа. Говоря об убийстве израильскими силами нескольких палестинцев, включая командующего сопротивлением в Газе, Кассеми сказал, что такие преступления доказывают, что израильский режим является воплощением государственного терроризма в регионе. «Камень был кинут» и в сторону США. «Террор, преступления и агрессию узурпаторского режима Израиля по-прежнему поддерживает и поощряет правительство США в условиях молчания и поддержки некоторых региональных стран», — добавил Кассеми. Он также призвал к немедленной международной интервенции, чтобы остановить ужасы и боевую машину сионистского режима. По сути, Иран призвал мир к военной операции по принуждению Израиля к миру — не больше и не меньше. А иранский ресурс Mehr News прокомментировал, что «силы израильского режима убили 7 палестинцев в секторе Газа в результате, по-видимому, неудачного тайного рейда и последующей перестрелки, которая угрожает уничтожить неустойчивое, неофициальное прекращение огня». Так что, что именно происходило в течение полутора-двух суток между Израилем и сектором Газа — думаем, что это международному сообществу ещё только предстоит расследовать и устанавливать.
Но и оценка самих палестинцев говорит о многом. ХАМАС, контролирующий сектор Газа, назвал отставку Либермана с поста министра обороны Израиля своей «политической победой» по итогам двухдневной эскалации на границе с еврейским государством, передало 14 ноября агентство Associated Press. Представитель ХАМАС Сами Абу Зухри заявил, что уход Либермана ознаменовал «признание (Израилем — прим.) своего поражения и провал попыток подавить палестинское сопротивление». По его словам, проявленная палестинцами Газы твёрдость привела к «политическому шоку» в Израиле. Действительно, в какой-то мере это — ситуативная победа палестинцев, так как Либерман считался сторонником жёсткой линии в отношении Палестины в целом и её анклава на границе с Израилем в частности. Само очередное перемирие, по данным арабских СМИ, стало возможным благодаря посредническим усилиям Египта. Но правда и то, что незадолго до объявления о прекращении огня лидер ХАМАС Исмаил Хания уже заявил о готовности «вернуться к спокойствию». То есть были и иные основания, почему ХАМАС квалифицирует последние события вкупе с отставкой Либермана как свою победу.