Еще в разгар лета замначальника Дорожной полиции Армении Армен Хачатрян заявлял, что, начиная с мая, когда у нас случилась амнистия штрафов за нарушение ПДД и определенное послабление применения административных санкций, число нарушений правил дорожного движения неуклонно поползло вверх.
"Некоторые водители неправильно поняли политику премьера по амнистии административных штрафов. Они стали допускать больше нарушений", - сказал тогда Хачатрян.
Это было в июле. А в минувшую ноябрьскую среду, в ходе парламентских обсуждений, Хачатряну, по сути, вторил заместитель начальника полиции Армении Ованнес Кочарян. Он сказал о том, что с 2012 года, когда полиция стала применять на дорогах радары скорости, смертность по причине ДТП упала на 11%.
Кочарян подчеркнул, что в вопросах дорожной безопасности действуют определенные закономерности, и смягчения в области безопасности дорожного движения, произошедшие после революции, вызывают обеспокоенность.
"После политических изменений полиция несколько смягчила политику по части гражданской ответственности водителей, но результаты не дают оснований для спокойствия. В результате таких смягчений выяснилось, что поведение водителей изменилось в худшую сторону, поэтому значение радаров скорости, как сдерживающего фактора, для нас очевидно", - заявил замначальника полиции Армении.
Напомним, что речь идет о тех самых камерах и радарах, которые сначала завешивались майками и прочим нижним бельем во время протестов, а потом их стали убирать с дорог в массовом порядке. Слава Всевышнему, убрали не все, а спохватились на удивление быстро – а то ведь некоторое время переходить ереванские перекрестки было реально страшно.
Не будем утомлять цифрами и статистическими выкладками, укажем лишь, что, по сравнению с тем же периодом 2017 года, нынешним летом количество ДТП выросло на 58%. Это огромная цифра.
А ведь эта цифра, вместе с цифрой, выражающей сумму прощенных штрафов в деньгах, отражает не только разбитые фары и покореженные автомобили – бог с ним, с железом, как говорят у нас. Это еще и здоровье людей, и человеческие жизни.
А еще – это цена эйфории и популизма, цена безответственности. Законопослушные водители уплачивали штрафы вовремя и сами себя наказали – нечего было быть паиньками, ведь те, кто тянул с уплатой, попали под амнистию, и это вселило в них чувство безнаказанности. Не во всех, конечно, но есть такая прослойка людей (и не только водителей), которая считает, что все вокруг обязаны жить по законам, но вот законы эти, однако, не для них самих писаны.
Очевидные плоды посеянного мы еще пожинаем, и немного странно, что меры по ужесточению ответственности в сфере дорожного движения пока еще обсуждаются. Сначала отменяем, потом начинаем обсуждать, как сделать так, чтобы было, как раньше. А люди на дорогах продолжают гибнуть.