Армянским производителям аксессуаров самое время восполнить недостающее звено в гардеробе Никола Пашиняна. Сшив достойный и.о. премьер-министра галстук, армянские умельцы сделали бы прикид главы правительства стопроцентно отечественным. Все остальное – костюм, рубашка, носки и даже наручные часы – сделано в Армении.
"Помните, я говорил, что ставлю перед собой цель – вся моя одежда должна быть армянского производства". Пашинян сказал — Пашинян сделал.
"Сейчас заявляю: все, что вы на мне видите, кроме галстука, — армянского производства. Тем самым я поддерживаю отечественных производителей", - сказал как-то премьер в парламенте.
Насчет галстука чуть подробнее. Говорят, кто не обут, тот не одет, и тут армянские обувщики во главе с гремевшей по всему СССР фирмой "Масис" поработали славно (и это еще мягко сказано). Не захотели уступить обувщикам и текстильщики, предлагавшие много красивого, удобного, модного, в чем фирма "Гарун" преуспела, пожалуй, больше всех. А вот что у армянского легпрома не выходило никогда и никак — так это галстуки.
Вроде бы простая вещица длиной от ста тридцати до ста пятидесяти сантиметров и шириной от семи до девяти тех же сантиметров, работа, кажется, чуть ли не для "Сделай сам!", но, надо же, у нас, хоть плачь, не получалось, и все мужское население вешало на шею изделия московской фабрики "Луч". В принципе, можно жить и с "Лучом", можно и вообще без галстука, но…
Откуда галстук пошел и для чего он мужчине нужен. Как и почти все на этом свете, галстук родился в Китае, при первом императоре Цинь Шихуан-ди и был найден в гробницах на шеях копий захороненных вельмож и воинов (Терракотовая армия - ред.).
В Европе он объявился во второй половине семнадцатого века. Тут история такая. В Париж прибыл полк хорватских солдат, полковые офицеры носили на шее яркие платки из шёлка. Французы, модники с пеленок, тыкали им в грудь, интересуясь, что это такое, хорваты, не знавшие французского, думали, что их спрашивают "кто ты", и отвечали – "хорват". Так платок получил свое название от французского "Croates" (Хорват), позднее слово видоизменилось на Cravat и в слегка измененных написаниях остается таким до сих пор.
А вот для чего он нужен, об этом говорят разное. Классический комментарий: "Этот предмет мужского гардероба прекрасно вписывается в повседневный образ для похода на работу в офис, помогает добавить строгости во внешний вид, придает серьезность. Классический галстук не требует особого ухода, его можно дополнительно использовать для прогулки с женой и ребенком в парк, театр, похода на торжественное мероприятие".
Насчет прогулок с женой и ребенком в парке — тут, пожалуй, перебор, но во всем остальном, так оно и есть: добавляет строгость, придает серьезность… и вообще, как говорил личный кутюрье королевы Елизаветы Второй, галстук входит в комнату, опережая хозяина.
…Если все так, то самые серьезные люди в Армении в свое время трудились в партии и правительстве, поскольку все как один носили галстуки, которые входили в помещение впереди своего носильщика. Бюрократ без галстука — все равно, что находка для врага, готового продать, предать, переметнуться. Проще говоря, вольнодумец, если не сказать диссидент.
Правда, бывали исключения. Приходить на партийно-правительственные сборы без галстука позволял себе только бывший ректор Ереванского госуниверситета, (скончавшийся не так давно) академик Сергей Амбарцумян. Неизменная водолазка в осенне-зимний сезон и рубашка с не затянутым ничем воротом в теплое время года вызывали вопрос. Ответ "так мне удобнее" не принимался — удобно без галстука было не только Амбарцумяну. Тем более, что одна из версий происхождения галстука утверждает, что они пошли от Генриха Наварского, которого обещали повесить, а тот, в насмешку над недругами, взялся носить на шее обрывок веревки.
В нашем случае все гораздо проще: Амбарцумян дружил с Кареном Демирчяном и мог позволять себе вольности, которые другие не могли.
…Сколько Николу Пашиняну придется ждать галстука с лейблом "Made in Аrmenia", сказать трудно.