Центризбирком Армении на заседании в пятницу утвердил график проведения внеочередных выборов в Национальное Собрание. Согласно графику, выборы пройдут 9 декабря 2018 года, а предвыборная кампания начнется 26 ноября. Партии и партийные блоки могут представить свои заявки до 18:00 часов 14 ноября, а ЦИК их будет регистрировать сутки. Агиткампанию можно проводить с 26 по 7 декабря.
Грабли, на которые мы идем наступать стройными рядами, вырисовываются даже не из-за игрушечности сроков, отведенных на прием заявок и предвыборную кампанию. Дело в том, что, по сути, ничего не изменится, как не менялось почти тридцать лет независимости – как жили всегда при однопартийном, фактически, парламенте, так и продолжим.
В таких условиях нивелируется сам смысл выборов. Нет, конечно, тем, кто официально оформит свое большинство в НС, выборы нужны, разумеется. А вот зачем они сдались всем остальным – непонятно.
Неужели те самые несколько мандатов, что останутся после того, как подавляющее их большинство будет распределено среди победителей, которые известны заранее? Что за притягательностью обладает один отдельно взятый депутатский мандат, что ради него люди готовы идти на заведомый провал своей организации, но получить его? Или даже целых два.
В случае с олигархами (зачеркнуто) – "крупными собственниками", пардон, – тоже не все ясно. Раньше им нужна была депутатская неприкосновенность, но теперь, кажется, их собрались в НС "не пущать". Хотя, у нас возможно все.
Например, Самвел Алексанян, которого еще несколько месяцев назад известное издание "Айкакан жаманак" называло не иначе, как "любимым олигархом Сержа Саргсяна", уже давно заявляет, что не занимается бизнесом. Если он окажется в НС, это значит, наряду с его переклассификацией из олигарха в простого труженика Востока, что ему поверили и он теперь не то, что не крупный, а вообще не бизнесмен.
А мы опять получим, как уже было сказано, полное доминирование одной политической силы. Какие могут быть последствия, фантазировать не надо: можно окинуть взглядом тридцатилетнее уныние однопартийных правлений с карманными оппозициями. Полная и безраздельная власть – штука опасная, она быстро приходится по нраву тем, кто ею обладает, и вызывает стойкое нежелание ею делиться, не говоря уже о том, чтобы терять.
А если ты не хочешь не то, что терять власть, а даже делиться ею, то начинаешь изобретать всякие хитрые механизмы, чтобы этого не произошло. Например, менять законы, чтобы обеспечить собственное воспроизводство, а то и Конституцию, референдумы устраивать, и все такое прочее.
Для нас, простых избирателей, все эти механизмы упрощены до предела и представлены теми самыми граблями. Мы, возбужденные сменой порядком поднадоевшей власти и надеждами, наступаем на них, а потом, к следующим, уже очередным, выборам обнаруживаем, что законы-то изменились таким образом, что выбирай кого хочешь, а выбирается только, так сказать, КПСС.
И мы начинаем опять митинги и демонстрации, постепенно перерастающие в революции – бархатные или немножко наждачные. Кстати, срок политической жизни каждой новой власти у нас ограничен 10 годами, это бросается в глаза.
То есть, если все пойдет, как обычно, то в 2028 году нас ждет очередная революция. Будем, однако, надеяться, что грабли на сей раз сломаются…
Одно можно сказать наверняка – эти выборы действительно будут честными и прозрачными, ибо нет абсолютно никакой необходимости в подтасовках. Результат их известен заранее, хотя как раз это обстоятельство и настораживает, вызывая четкое и беспокоящее ощущение дежавю.