Отставка была вынужденной, так как другого законного способа добиться роспуска парламента у Пашиняна не было. После конституционной реформы 2015 г. и перехода к парламентской реформе правления законодательные возможности роспуска парламента сильно ограничены.
При этом команда Пашиняна уверена, что парламентские силы, в первую очередь бывшая правящая Республиканская партия Армении (РПА), после событий 2 октября не рискнут после отставки премьера выдвинуть и провести своего кандидата на должность главы правительства. Тогда депутаты от РПА и партнеров Пашиняна по правительству и парламенту из фракций «Царукян» и АРФ «Дашнакцутюн» попытались принять поправки в регламент Национального собрания, чтобы заблокировать возможность роспуска парламента под давлением протестующих.
И хоть поправки были приняты, Пашинян объявил поддержавшие их силы «контрреволюционерами», сообщил о смещении со своих должностей всех министров и губернаторов, представлявших блок «Царукян» и «Дашнакцутюн», и самое главное – показал свою способность к мгновенной мобилизации десятков тысяч сторонников. Они, придя к зданию парламента, «донесли» до депутатов послание Пашиняна о необходимости досрочных выборов. Результатом стала капитуляция Гагика Царукяна, под контролем которого находится вторая по численности фракция в парламенте. Он пообещал отныне поддержать все усилия Пашиняна по проведению досрочных выборов в обмен на обещание премьера проводить избирательную кампанию в рамках «корректности и взаимного уважения».
В свою очередь, в РПА начался раскол – больше десятка депутатов и так существенно сократившейся после смены власти фракции (летом из фракции вышел ряд крупных предпринимателей) публично поддержали инициативу Пашиняна провести досрочные выборы в декабре, хотя сама партия ранее выступала за их проведение не ранее весны следующего года, и даже больше того – неоднократно выражала сомнение в их целесообразности.
В целом можно констатировать, что попытками с помощью поправок в регламент усилить свои позиции в переговорах с Пашиняном по вопросу досрочных выборов парламентские силы добились совершенно обратного результата.
Итогом событий 2 октября стала нейтрализация премьером возможности саботажа своих планов со стороны парламента, а также ликвидация зависимости Пашиняна от поддержки партий «Процветающая Армения» (ядро блока «Царукян») и «Дашнакцутюн».
Армения и европейские структуры
Если внутри страны благодаря широчайшей народной поддержке Пашиняну удалось сломить сопротивление оппонентов по вопросу досрочных выборов, то на международной арене ситуация не столь однозначна. Тем более с учетом активной работы с европейскими структурами депутатов от РПА, которые возглавляют соответствующие парламентские комиссии и армянские делегации, а также тесных связей РПА с европейскими парламентариями (РПА – член Европейской народной партии).
Свою роль в позиции европейских структур играет и то обстоятельство, что после смены власти в Армении не произошла смена геополитического вектора республики, и новые власти заявили о своей приверженности военно-политическому союзу с Россией и членству в ЕАЭС и ОДКБ.
В этих условиях у европейских структур нет необходимости в угоду геополитике закрывать глаза на нарушения армянскими властями взятых на себя международных обязательств и норм внутреннего законодательства, как это иногда происходит в случае других постсоветских стран (Украина, Молдова и т.д.).
Европейские структуры, в первую очередь Венецианская комиссия (Европейская Комиссия за демократию через право), признавая необходимость проведения досрочных выборов в Армении, считают, что после планируемых изменений в избирательное законодательство политическим силам нужно дать время для адаптации к ним. Например, с подобным заявлением выступила содокладчик мониторинговой группы Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Юлия Лeвочкина.
Основная борьба между новыми властями и республиканцами развернулась за позицию Венецианской комиссии.
Команда Пашиняна отмечала, что не рекомендует вносить серьезные изменения в Избирательный кодекс, если до выборов осталось менее года, однако предлагаемые ими изменения создают для оппозиционных сил более выгодные условия для прохождения в парламент и облегчают процесс выборов для избирателей.
По итогам переговоров с первым вице-премьером Араратом Мирзояном председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио положительно оценил предполагаемые изменения в Избирательном кодексе. В своем заявлении он, в частности, заметил, что, несмотря на позицию комиссии о сроках выборов после серьезных изменений в избирательном законодательстве, «эти оговорки не столь существенны, если вокруг изменений есть консенсус между политическими силами».
Вице-спикер парламента Армении от РПА Арпине Ованнисян призвала новые власти «не манипулировать мнением международной организации, в том числе словами ее председателя», и заявила, что заключения Венецианской комиссии относительно проекта изменений в Избирательный кодекс Армении не будет.
В то же время Евросоюз в целом, а также Германия, Швеция и Великобритания профинансируют часть организационных расходов на выборы.
«Это очень сильное заявление. К вашему сведению, весь объем помощи из-за рубежа будет исключительно европейским, то есть ЕС и три государства-члена окажут содействие. Не будет ни американских денег, ни японских денег. Это очень важное заявление, и, честно говоря, я действительно горжусь нами, поскольку Европейскому союзу обычно требуется довольно много времени. Но мы всегда учитывали, что выборы могут произойти раньше. Так что мы зарезервировали финансирование,» – заявил посол ЕС в Армении Петр Свитальский Радио Азатутюн (Армянская служба Радио Свобода). По его словам, стандарты на досрочных выборах будут те же, что и на выборах в 2017 г. – идентификация избирателей и видеокамеры. При этом надо отметить, что если ранее речь шла об $11 млн на выборы, то сейчас, согласно заявлению посла, речь идет о чуть более €3 млн. Однако Свитальский заметил, что вместе с участием правительства Армении все потребности в финансировании выборов удовлетворены.
Поправки в избирательный кодекс
Изменения предполагают отмену рейтинговой системы, которая стала завуалированной формой мажоритарной системы, благодаря которой РПА обеспечивала себе большинство в парламенте, снижение избирательного барьера с 5% до 4% для партий, а блокам с 7% до 6%. Кроме того, минимальное количество представленных в парламенте политических сил будет увеличено с 3 до 4. При этом сохраняется норма о том, что 1/3 мандатов должна быть распределена между невластными силами, вне зависимости от количества голосов, набранных победившей партией. Это дает шанс ряду оппозиционных сил претендовать на место в парламенте, даже если они не преодолеют избирательный барьер с учетом прогнозируемой экспертами и социологами разгромной победы на будущих выборах Пашиняна и его партии.
Пашиняну не удалось провести в парламенте эти поправки из-за противодействия РПА. В понедельник за них проголосовали лишь 56 депутатов вместо необходимых 63. Пашинян подверг резкой критике действия республиканцев, назвав их «саботажем».
«Этим голосованием Национальное собрание еще раз продемонстрировало, что внеочередные парламентские выборы неизбежны и без внеочередных парламентских выборов мы просто не сможем сделать какой-либо шаг», — заявил он в ходе прямого эфира в Facebook. Однако Пашинян и его команда не намерены отказываться от проведения досрочных выборов даже по старому Избирательному кодексу, и уже в среду в парламенте пройдет первый раунд выборов премьера.
Чтобы не нарушать нормы закона, Пашинян, следуя советам юристов, выдвинул свою кандидатуру, но будет делать все, чтобы его не избрали. При этом депутаты из его фракции «Елк» и партнеры из блока «Царукян» не исключают, что в ближайшие дни вновь внесут на голосование парламента поправки в Избирательный кодекс.