Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог, кавказовед Сергей Маркедонов прокомментировал для телеграм-канала Bunin & Co заявление и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна о "беспрецедентно спокойной" ситуации в Карабахе.
18 октября Никол Пашинян сделал важное заявление по ситуации в Нагорном Карабахе. Он заявил, что установлена оперативная связь с властями Азербайджана. Об этом Пашинян договорился с Ильхамом Алиевым 28 сентября в Душанбе, где лидеры двух закавказских стран провели короткую встречу на полях саммита СНГ. Установленная связь позволяет в течение получаса довести информацию об инцидентах на карабахской "линии соприкосновения" или вдоль международно признанной армяно-азербайджанской госграницы. По словам Пашиняна, нынешнее положение в Карабахе является "беспрецедентно спокойным".
Можно ли говорить о том, что снижение количества инцидентов в немного остывшей "горячей точке" постсоветского пространства дает шанс на продвижение к мирному решению многолетнего конфликта? Как бы ни хотелось дать положительный ответ на данный вопрос, сегодня значительных поводов для оптимизма нет. Прежде всего, потому, что полноценный переговорный процесс, фактически прерванный после "бархатной революции" в Армении, только восстанавливается. Это само по себе неплохо. Но это не означает реальной готовности конфликтующих сторон к достижению компромиссов.
Приход к власти Никола Пашиняна сопровождался выдвижением максималистских требований вроде подключения к переговорам Нагорно-Карабахской республики. Выдвижение таких идей было ожидаемо. В армянском обществе "четырехдневная война" апреля 2016 года воспринималась как проявление слабости властей, их готовности к необоснованным уступкам. В этом контексте жесткость Пашиняна нашла поддержку. Другой вопрос, что новые армянские власти смогли четко разделить риторику для внутреннего пользования и прагматику для продолжения общения с оппонентами из Баку. Назначенный Пашиняном глава МИД провел уже два раунда переговоров с азербайджанским коллегой, а он сам пересекся с Ильхамом Алиевым при посредничестве Владимира Путина в Душанбе. Однако пока в Армении не пройдут досрочные парламентские выборы (а они уже не за горами), лидеры двух стран вряд ли проведут полноценную встречу.
Интересная интрига намечается и в связи с кавказским турне советника Трампа Джона Болтона. Пока что неформальное лидерство в посредничестве между Баку и Ереваном у Москвы. И Вашингтон не сильно противится этому, оба государства – сопредседатели в Минской группе ОБСЕ. Но очевидно, что американцы не хотят быть пассивными созерцателями. Да и общий контекст отношений между РФ и США не благоприятствует их совместным действиям. В любом случае визит Болтона даст немало поводов для размышлений о том, по какому пути пойдет карабахский мирный процесс в новом 2019 году.