Ресурс воодушевления «блестящей лелетепинской победой» и «гызылгая-гуннутской операцией» уже давно исчерпал себя. Бакинские власти и азпропаганда буквально высосали из него все что смогли. Но пара сотен украденных ночью гектаров – это не «освобождение» районов, и уж тем более, не «возвращение» Карабаха. Злостные армяне по-прежнему сдаваться не хотят, на блестящие парады и демонстративные стрельбища азербайджанской армии плевать хотели с высоких карабахских гор, воевать вовсе не боятся, а об односторонних уступках и слышать не желают.
В общем, в Азербайджане наверняка подсчитали апрельских цыплят по осени и поняли, что дело того не стоило, ибо эффекта от авантюры с «четырехдневной войной» - ноль. А вернее стало хуже, чем было, ибо злостные армяне, во-первых, озлобились еще больше, во-вторых же, в некотором смысле застигнутые врасплох, они ныне основательно готовятся к обороне, и не только… Но азербайджанские власти признаваться своим подданным в неутешительных итогах затеи, естественно, не желают, а вместо этого усиленно выскребывают фразы из речей разночинных дипломатов и политиков, в надежде скормить ими отечественную публику, дабы та, изнывая по утрате земель, не впала в окончательное отчаяние.
Вот и на днях жирующим за счет симбиоза с властью азербайджанским медиа ресурсам выпало счастье вцепиться за очередные подобные фразы и растиражировать их в качестве неоспоримой дипломатической победы Азербайджана на карабахском поприще. Речь идет об интервью завершившего дипмиссию в Армении посла США Ричарда Миллса порталу EVNReport.
Вот та выдержка из ответов Миллса, которая наиболее воодушевила азпропагандистов: «Когда я впервые приехал сюда, то был удивлен тому, что большая часть встречавшихся мне армян категорически против возвращения оккупированных территорий в качестве части переговорного процесса. Меня удивляет тот факт, что в Армении практически нет обсуждений о приемлемых решениях или возможных компромиссах. Восприятие моего правительства на протяжении лет было таким, что эти территории были взяты для использования в дальнейшем в формуле «территории в обмен на мир». Я, действительно, был очень удивлен, узнав о том, что этот вариант не пользуется никакой поддержкой».
Кстати, высказал посол Миллс еще одну весьма интересную мысль, которую многие азербайджанские ресурсы вовсе не цитируют, а именно, что возможно неуступчивость армян связана с событиями апреля 2016-го.
Вот из этих мыслей бывшего посла азпропаганда сотворила «викторию» для своей дипломатии, утверждая, что посол «нанес громкую пощечину официальному Еревану». С какой стати в Баку считают это мнение посла, пусть даже в некотором смысле произносимое от лица его правительства пощечиной и притом улюлюкают от радости, честно говоря, не совсем понятно. Ведь, если рассуждать по той же логике, то заявления тогда еще действующего посла США в Азербайджане Ричарда Морнингстара по поводу внутриполитических развитий в этой стране можно считать оплеухой Баку, с последующим щелчком по лбу и дополнительным пинком под зад. А ставшие достоянием международной общественности высказывания тоже бывшего посла Козларича об Азербайджане можно и вовсе считать смачным плевком в лицо алиевщине.
Впрочем, тогда Баку именно так и воспринял выпады послов, и не без основания, ибо выпады эти не были тщательно замазаны дипломатическими словосочетаниями, а были произведены открытым и четким текстом.
Что же касается самого Миллса, то, конечно же, его высказывания не могут не вызывать недоумение, и прежде всего, незнанием, как сам он признается, настроений, царящих в армянском обществе по вопросу Карабаха. И, конечно же, режет ухо откровенный его ляп с формулой «территории в обмен на мир». Как правильно отрезал представитель президентской администрации республики Арцах Давид Бабаян, «в обмен на мир может быть только мир и не более».
Впрочем, ляпы Миллса для армянской стороны никак не служат мерилом своих позиций по Карабаху, и уж тем более, наказом к поведению за переговорным столом. Ричард Миллс может сколько угодно удивляться настрою армянского общества, неуступчивости Еревана или вкусу отменных абрикосов Араратской долины, но все дело в том, что на мнение армянской стороны это не может возыметь никакого воздействия, покуда несостоявшийся башкан-полководец из враждующей страны с каждым годом все истеричнее сотрясает кулачками и визгливо грозится «отвоевать даже Иреван». Кстати, не мешало бы, чтобы нынешний посол США в Азербайджане тоже разоткровенничался и публично удивился бы максималистским аппетитам по Карабаху азербайджанской власти и общества.
Словом, азербайджанской агитпропаганде не стоит феерично улюлюкать по поводу «поражения» армянской дипломатии и утирать слезы радости вперемешку с соплями. Не стоит цапать и обсусоливать обрывки фраз, оброненных из уст Путина, Трампа или их назначенцев, словно косточку с барского стола. На то она и брошенная косточка, чтобы обходились ею одной и были счастливы.
Впрочем, уж пусть сусолят, как делали это четверть века.
Арцах же есть и дальнейшую судьбу его решать армянству. А об уступках разговор может пойти лишь тогда, когда в Баку действительно осознают тупиковость максимализма и сообразуют свои желания с реалиями, а не с точностью наоборот…