19 сентября в Азербайджане почил в бозе некто Новруз Гасанов, известный под прозвищем Новруз-ами — дядя Новруз. И хотя это имя навряд ли о чем-либо говорит армянским читателям, как, впрочем, и большинству азербайджанских, тем не менее, нас данный персонаж заинтересовал. И вот почему.
В некрологе, опубликованном азербайджанскими таблоидами, говорится о том, что уроженец села Базалганлы во временно оккупированной закавтурками восточной части армянского Тавуша, Новруз Гасанов работал на различных должностях в органах МВД Азербайджана. После развала Союза примкнул ко второму президенту данного гособразования Абульфазу Эльчибею, коим был назначен на должность начальника полиции Товузского района. Далее приведу цитату:
«Созданный им по поручению руководства страны лагерь «Ruzigar» в селе Кирен Товузского района, состоящий из прибывших из Турции бойцов, играл большую роль в проходящих в регионе военных операциях».
Одной из таких операций указывается некое действие, совершенное в первую годовщину Агдамской трагедии якобы с заходом на территорию, контролируемую армянами. Нас заинтересовала данная информация, и мы провели небольшое журналистское расследование.
Но вначале вкратце напомним нашим читателям хронологию турецкого присутствия в Азербайджане в последние годы существования СССР и в первые годы независимости данного гособразования.
С самого начала современного этапа Арцахского движения Турция проявляла пристальное внимание к развитию событий в регионе. С 1988 года как турецкая разведка, так и политические организации этой страны в ускоренном порядке приступили к формированию протурецких национал-экстремистских группировок на территории СССР (в основном в Азербайджане и на Северном Кавказе) для дестабилизации обстановки в стране. Эмиссары турецкой Партии националистического движения (Milliyetçi Hareket Partisi — МНР) Алпарслана Тюркеша и ее наиболее радикального крыла — организации «Бозкуртлар» или «Бозкуртчулар» («Серые волки», еще одно название организации — «Ülkü Ocakları» — «Улькю оджаклары» — «Идеалистические очаги») стоят за кулисами геноцидальных действий против сумгаитских армян в феврале-марте 1988 года. К 1989 году в Баку, Сумгаите, Кировабаде (Гандзак), Мингечауре, Нахиджеване, Шуши и других местах уже вовсю функционировали организации, чья деятельность инспирировалась из Турции. Проводниками турецких планов в регионе выступали Народный фронт Азербайджана и партия «Мусават». Сеть осведомителей из числа фронтистов и мусаватистов снабжала турецкую агентуру информацией непосредственно из структур МВД и КГБ Азербайджана, а также из советских Вооруженных сил и погранвойск КГБ СССР.
Первую обкатку протурецкие группировки прошли в январе 1990 года во время армянских погромов и противостояния советским войскам в Баку. На этот же период приходятся и первые официальные сообщения о турецкой военной помощи Азербайджану и участии «серых волков» в столкновениях с армянскими отрядами в армяно-нахиджеванском приграничье, куда боевики пробирались через разрушенный азербайджанской толпой в конце 1989 – начале 1990 гг. нахиджеванский участок советско-турецкой границы.
В октябре 1991 года Баку посетил главнокомандующий сухопутными силами, начальник Генштаба ВС Турции, генерал Доган Гюреш. Сразу после этого визита в Азербайджан начинаются активные переброски вооружений и боеприпасов из Турции, сведения о которых со временем становятся достоянием общественности. К примеру, указывалось, что в ходе только двух перебросок по воздуху в Нахиджеван закавтурки получили около 5 тысяч автоматов, значительное количество минометов и военной амуниции.
В конце января 1992 года во время официального визита в Турцию тогдашнего президента Азербайджана Аяза Муталибова было подписано соглашение об обучении и подготовке офицеров формирующейся Национальной армии Азербайджана в турецких военных учебных заведениях, а также на территории Азербайджана. В период вступления боевых действий в активную фазу (1992 год — Пандухт) в Азербайджане был создан аппарат из турецких советников и инструкторов. Большая группа высокопоставленных офицеров турецкой армии (около 150 офицеров и с десяток генералов в отставке) оказалась задействована в милитаристских программах Азербайджана, принимая участие в разработке боевых операций и обучении штурмовых и диверсионных подразделений азербайджанской аскерни. Военным советником нового президента Азербайджана Абульфаза Эльчибея становится турецкий генерал Яшар Демирбулак, впоследствии вошедший в состав Совета безопасности Азербайджана.
В марте 1992 года первый премьер-министр Азербайджана Гасан Гасанов официально обращается к президенту Турции Тургуту Озалу и премьер-министру Сулейману Демирелю за «неотложной помощью» в войне против арцахских армян.
15 мая 1992 года в охваченный антимуталибовскими митингами Баку прибывает специальная делегация во главе с премьер-министром Турции Сулейманом Демирелем в сопровождении руководителя Партии националистического движения Алпарслана Тюркеша. Выступая на бакинском митинге, Тюркеш призывает закавказских турок поддержать Народный фронт Азербайджана и его лидера Абульфаза Эльчибея.
В конце мая 1992-го в Анкаре с участием президента Тургута Озала и премьер-министра Сулеймана Демиреля рассматривается вопрос о возможной отправке турецких войск в Нахиджеван и Нагорный Карабах для участия в боях против армянских сил. Главнокомандующий сухопутными силами Турции, генерал-лейтенант Мухиттин Фисуноглу заявляет о том, что «все необходимые приготовления сделаны», и турецкая армия ожидает приказа на вторжение. Именно тогда главнокомандующий ВС СНГ, маршал авиации Евгений Шапошников осаживает турок, предупредив о том, что если к армяно-азербайджанской войне добавится еще одна сторона, мир может оказаться на грани Третьей мировой войны.
К крупномасштабному наступлению азербайджанской военщины в июне 1992 года из Турции в Азербайджан под видом медикаментов, продовольствия и гуманитарных грузов доставляются 5 тысяч ракет «Стингер», ракетные установки, минометы и мины.
В августе 1992 года между Азербайджаном и Турцией подписывается договор о военном сотрудничестве.
В середине 1992 года турецкие инструктора проводят обучение около 450 азербайджанских призывников на Габалинской радиолокационной станции.
В течение 1992 года Анкара приобрела у объединенной Германии военную технику советского производства. При этом истинная цена данного вооружения намного превышала заявленную сумму в $800 млн., что послужило причиной крупного правительственного скандала, приведшего к отставке министра обороны Германии. Поскольку турецкая армия, оснащенная по стандартам НАТО, в подобном вооружении не нуждалась, все оно фактически предназначалось и было передано Азербайджану. Кроме того, в прессу просачивается информация о передаче Азербайджану $30 млн. от правительства Турции.
По данным российской прессы, на конец 1992 года из Турции в Азербайджан было переправлено в общей сложности около 5-6 тысяч турецких офицеров и солдат. При этом данная инициатива исходила непосредственно от турецкого правительства, а набор офицеров для последующей их отправки в Азербайджан производился за счет государственных секретных фондов.
В апреле 1993 года, в нарушение решений Пражского саммита СБСЕ от 28 февраля 1992 года, согласно которому запрещались любые военные поставки в зону Карабахского конфликта, Турция и Азербайджан подписали соглашение, по которому турецкая сторона обязывалась предоставить Азербайджану легкое вооружение и подготовить военных специалистов. За сим последовала переброска в Азербайджан новой партии турецкого оружия.
Летом 1993 года близ села Шахбулаг Агдамского района (ныне — Суренаван Аскеранского района Республики Арцах — П.) военнослужащими Армии обороны Арцаха был обнаружен склад с еще не использованными пулеметами и минометами турецкого производства. С данными вещественными доказательствами турецкого военного содействия азербайджанской агрессии был ознакомлен тогдашний председатель Минской группы СБСЕ Марио Рафаэлли, находившийся в тот момент в Степанакерте.
В ходе стратегически важной зимней операции по освобождению Омарского перевала (1994 год) военнослужащие Армии обороны обнаружили в горах крупный склад с боеприпасами турецкого производства — артиллерийскими снарядами, противотанковыми минами и т. д.
Продолжения читайте здесь