Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог, кавказовед Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co представил свое мнение о ситуации, сложившейся вокруг "слива" аудиозаписи между главами спецслужб Армении.
В Армении разворачивается крупный политический скандал. В СМИ попали записи разговоров между главой Службы национальной безопасности Артуром Ванецяном и руководителем Специальной следственной службы Сасуном Хачатряном, на которой они осуждали "дело Кочаряна", а также генсека ОДКБ Юрия Хачатурова и бывшего министра обороны Микаела Арутюняна.
Некоторые журналисты поспешили назвать историю с "прослушкой" первым скандалом в истории нового правительства Никола Пашиняна. Это не совсем так. Путь новой власти уже отмечен и "делом 1 марта", и серией антикоррупционных разоблачений и арестов, и сложностями в отношениях со стратегическим союзником. Однако, если уголовные преследования можно было объяснить необходимостью "расчета с прошлым", а трения с Москвой стремлением превратить двусторонние отношения в формат равноправного взаимодействия (эти попытки делались и предшественниками Пашиняна), то "диалоги" двух армянских силовиков ставят ряд неприятных вопросов уже для собственно нового правительства.
Во-первых, в разговоре Ванецяна и Хачатряна содержатся недвусмысленные намеки на то, что следствие и судебный процесс фактически находятся под серьезной "опекой" со стороны исполнительной власти. Это сильно бьет по имиджу Пашиняна как политика, заявлявшего о борьбе с "телефонным правом" и "административным ресурсом". Даже если лично он докажет свою непричастность к данной истории, неприятный осадок останется. Тем паче, первая реакция новой власти была довольно специфической. Похоже, фигурантов "прослушки" больше интересовало то, кто смог организовать утечку информации в СМИ.
И тут есть над чем задуматься. Отсюда, следует, во-вторых. Очевидно, что весь процесс ознакомления "общественности" с откровениями высокопоставленных силовиков, не мог организовать блоггер-любитель. Значит, в рядах спецслужб и следственных органов есть свои фрондеры, и новая власть не так уж едина, как ей хочется. И если так, то встает еще более острый вопрос - что делать? Обращаться напрямую к народу с призывом "революция в опасности", конечно, можно. Данный шаг, не исключено, позволит мобилизовать силы для сокрушения оппонентов. Тактически выигрыш обеспечен. В канун выборов в Совет старейшин Еревана это важно. Но стратегическая эффективность сомнительна, ибо новая власть уже столкнулась с короткой скамейкой запасных. Непраздный вопрос, кем заменить "неправильных силовиков" и бюрократов, как привести профессионалов в госструктуры с меньшими издержками?