Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда – тот и сильней…”
Я не случайно привела эту известную цитату из культового фильма Алексея Балабанова “Брат-2”: ее произносит главный герой картины Данила Багров. Именно самым концептуальным “кусочком” фразы Багрова-Бодрова-младшего подытожил наше интервью один из самых популярных блогеров Армении Тигран Кочарян, более известный под псевдонимом “Слон” (pigh). По “совместительству” еще и председатель “Армянской ассоциации знатоков”, капитан команды “Перезагрузка”, плюс эксперт по всяческим интернет-”хитростям”. На своей “серой шкуре” испытал все “прелести” американского образа жизни и блоггинга. Да и в путешествие (точнее, поездку в рамках программы Госдепа США“Open world program” Blogging for democracy) он отправился со своими “интернет-братьями” Эдгаром Барсегяном (аlkhimik), noni-no (ее имя не разглашается) и Амбарцумом Амбарцумяном. Об этом и многом другом он и рассказал нашей газете.
- Ну, как там, на Западе блогосфера “загнивает”? И в чем была цель поездки?
- Основная цель – обмен опытом, обоюдные тренинги, встречи с политиками, блогерами, журналистами. Мы провели встречи с американскими коллегами, политическими деятелями и людьми, занятыми продвижением демократических идей и ценностей среди интернет-сообщества. Были как интересные, ценные, так и бесполезные встречи. Программа как бы делилась на 2 части: встречи в Вашингтоне и Южной и Северной Каролине. В столице США нас познакомили с самой продвинутой частью ньюсмейкеров. Отличная встреча была в Национальной библиотеке Конгресса с Левоном Авдояном (ранее – ее директор, а ныне завотделом Грузии и Армении). Также хочу отметить общение в Госдепартаменте США с сотрудниками Офиса по делам Кавказа и региональным конфликтам (Office of Caucasus Affairs& Regional Conflicts, US Department of State): референтом по Армении г-жой Трина Саха и директором офиса Джастином Фридманом, а также умным и опытным профессором Джорджтаунского университета Джоном Брауном и др.
Чувствовалось, что люди держат руку на пульсе и в курсе происходящего в Армении. Были обмен опытом, мнениями, видением, а иногда и достаточно жесткие разговоры. Но все очень конструктивно и обоюдно – полезно. В Южной Каролине познакомились с ее самым известным блогером – бывшим пресс-секретарем бывшего губернатора штата. В нем мы сразу почувствовали своего человека – те же мелкие профессиональные “провокации”, “наезды”. Встречались также с членами команды президента Обамы – организаторами Съезда (Национальной конвенции) Демократической партии США, который пройдет в сентябре. Это были реально работающие люди: мы с ними поделись своим опытом, а от них узнали, как раскручивать избирательную кампанию, какие средства и технические возможности можно применить. Но в целом чувствовалось, что основная масса американских блогеров осталась на уровне 2009-2010гг. То есть того бурного развития блогов, которое мы наблюдаем в Армении сегодня, там нет. Принципиальное различие еще в том, что армянские блогеры в основном самоучки: весь наш опыт получен “эмпирическим путем”. И вообще, одно дело блоггинг в спокойной и стабильной стране, и другое дело интересная, бурная политическая, экономическая, насыщенная событиями жизнь такой республики, как Армения.
- Судя по твоим интернет-”репортажам”, вы еще и чему-то учили американских коллег. И это в стране, откуда все пошло: информационные технологии, Силиконовая долина, Фейсбук, Твиттер…
- В Южной и Северной Каролине мы общались с местными продвинутыми блогерами. Даже познакомились с одним из сценаристов Арабской весны, но и там мы умудрились рассказать о таких вещах, которые они сразу стали конспектировать. На третий день я даже поклялся себе, что больше бесплатных советов давать не буду. Тут дело в другом: они просто технологически очень продвинуты. Но у них блогерство ориентировано на получении прибыли, а у нас это дело не оплачивается, что очень удивляло американцев. Они не могли понять, что я за свои блоги ничего не получаю. Им понравилось, когда я сказал, что у меня есть и другая, обычная работа, которая помогает мне быть более независимым в своих оценках и суждениях. Это они взяли на вооружение. У нас блогеры более демократичны, чем в Америке, ибо если блогер оплачивается, следовательно, не может объективно выражать свое мнение. Так же, как и журналист, который может быть максимально независимых взглядов, но получает зарплату…
Это была очень полезная поездка. Мне лично было интересно понять, чем думает и дышит средний американец, живущий далеко от Вашингтона или Нью-Йорка.
- И чем он дышит?
- В основном средние американцы сконцентрированы на экономике. Их по большому счету не интересует, кто кого бомбит. Это им уже приелось, поскольку Америка делает это очень часто. Я спрашивал: “Почему вы все время воюете?” Несколько человек ответили одно и то же: “У нас в военно-промышленном комплексе и армии занято около 10 млн человек, и если все прекратится, будет 10 млн безработных”. Кстати, есть много общего с Советского Союзом – та же психология, за исключением того, что в США законы выполняются. И на самом низшем уровне общения гражданина с государством коррупции нет. У нас наоборот: общаясь с милиционером, чиновником среднего и низшего звена, врачом и другими, постоянно сталкиваешься с коррупцией. Мы начинаем возмущаться, говорим “страна не страна”, все валим на руководство. А в США, может, и берут взятки, но где-то очень “высоко” – там, куда 80-90 % американцев “не заглядывают”. На первом и втором уровнях законы работают, что дает определенную свободу. Та же советская система: обеспеченная старость, пенсии, на которые можно жить, если отслужил в армии – открываются широкие перспективы и т.д. Но выборные нарушения и там имеют место: в той же Южной Каролине был случай голосования мертвых душ.
Мне очень понравилась патриотичность американцев: они любят свой Флаг, Гимн, Родину. Гордятся, что они американцы и за это их никто не обзывает “ура-патриотами”. Насчет свободы слова тут интересно: все медиа-ресурсы поделены между финансовыми группами и республиканской и демократической партиями. Есть независимые СМИ, но они долго не держатся. Америка – страна потребителей: если ты плохо “продаешься” – прогоришь.
- Меня всегда интересовал феномен популярности тех или иных блогов. Они есть практически у всех, но тебя активно читают, а других – нет. В чем секрет?
- Скажу так: пик популярности блогов армянских пришелся на период Чрезвычайного положения в связи с мартовскими событиями. Когда большая часть электронных СМИ была “закрыта” или цензуировалась, блоги выпали из этого процесса. Тогда именно они взяли на себя роль основного источника информации: развернулась дискуссия “являемся ли мы СМИ”, должны ли мы подчиняться режиму Чрезвычайного положения и пр. Я лично решил для себя, что не буду подчиняться: имею право выражать свое мнение. После того, как я стал это делать и все увидели, что меня не посадили, не угрожали, все тоже стали писать. И фактически вся основная информация о том, что происходило в Армении в эти дни, шла из блогов. Тогда и обрисовались наиболее популярные блогеры.
Блогер сам себе редактор, журналист, корректор, раскрутчик. Пишет под свою личную ответственность. Другое дело, что могут поймать на улице и прибить, но, к счастью, в последнее время подобные случаи резко уменьшились. Один период это имело место, но блогеры научились придерживаться каких-то этических принципов. Мой кодекс, к примеру: никогда не пиши о ком-то так, как бы не хотел, чтобы написали о тебе. Главное, писать интересно, оперативно и сжато. И еще твой материал должен уметь вызывать обсуждение. Я часто задаю тему и “отхожу” в сторонку – провоцирую обсуждение: читаю аргументы различных сторон, намеренно излишне заостряю свое собственное мнение, чтобы понять, что к чему.
- Если “промониторить” наше интернет-пространство, какие тематические блоги у нас самые популярные?
- Политические и гламурные. Последние акцентируются на скандалах из жизни звезд, новостях шоу-бизнеса. Прошлогодний бум пришелся у нас на скандал с Анжелой Саркисян – прямо генератор трафика для всех ресурсов. Редкие люди удержались от соблазна не написать об этом. Я тоже писал, но исключительно в контексте темы сектантства. Мне интересна эта тема: оказывается, в наших сектах есть представители шоу-бизнеса, деятели культуры.
- Теперь относительно нашей интернет-безопасности. В последнее время заметно активизировались хакерские атаки наших азербайджанских соседей. Есть ли закономерность в этих атаках и насколько прочны наши “рубежи”?
- Это закономерный процесс, но я против термина “информационная война”: во время войны берут в плен, захватывают и уничтожают. Тут же борьба с потоками лжи, дезинформации и хакерскими атаками. В мирное время это пользы не приносит: ну, мы их взломали, а они починили.
- Разве что моральное удовлетворение.
- Я бы сказал морально-обезьянье удовлетворение. С обеих сторон это делается, но для меня это не суть важно: я даже за то, чтобы они больше ломали. Тогда у нас люди, ответственные за сайты, станут серьезнее относиться к своей работе. Другой вопрос, что всплеск активизации хакерства у нас бывает в дни очередных годовщин: сумгаитских и бакинских событий, Геноцида и т.д. Самый активный период с января по 10 мая.
- Ну, понятно, победа в Шуши и все такое.
- Да, а в остальное время просто балуются. В последние пять лет у нас произошли серьезные изменения и нормализация ситуации: от организованного партизанства группы “сердобольных энтузиастов” пришли к принятию Стратегии национальной безопасности. Государство серьезно подключилось к этому вопросу, в частности, все госсайты под контролем Службы нацбезопасности. Очень много работы ведется по обучению журналистов и людей интернет-сферы работе в области информации и безопасности сайтов. Единственная “трудность” – несоразмерность ресурсов, выделяемых Азербайджаном на эту сферу. Противостоять нефтедолларам мы можем исключительно за счет своей сноровки, знаний, мобильности, компактности и личного опыта. В отдельных вопросах очень помогает диаспора: например, в вопросе Геноцида. Немножко хромает помощь диаспоры (это моя основная претензия к ней) в контексте карабахской проблемы. Видно, что как-то не всех там этот вопрос интересует: больше зациклены на вопросе признания Геноцида. Если бы хоть 10-20% усилий армянского лобби по защите “Ай-Дата” перенаправить на ту же карабахскую проблему, мы уже сегодня имели бы как минимум несколько стран, признавших независимость Карабаха, что нам сильно бы помогло.
Обратная сторона очень активно работает, но есть одно важное обстоятельство: когда ты защищаешь ложь, сколько бы ты денег ни тратил (ученых покупал, экспертов), эффект практически нулевой. Успех армян в войне имено этим и был обусловлен: мы боролись за Свои земли и потому победили, несмотря на превосходящий ресурс, силы протиника, моджахедов и пр. Мы отстояли, потому что были правы. Так в чем сила? Сила в правде!