В Москве состоялась третья встреча Пашинян-Путин, и, судя по обнародованным фрагментам, слухи о «кризисе», напряженности в армяно-российских отношениях не имеют отношения к реалиям.

Симптоматично прозвучало заявление президента РФ об особых отношениях, имеющих «вековую историю», а не сформированную «во время нашей совместной работы». Владимир Путин намекает Николу Пашиняну, что прошедший этап крайне краток для трансформации вековых отношений.

Возможно, российский президент намекает также, что Никол Пашинян не должен питать чрезвычайных надежд, и он вовсе не склонен к изменению отношений. С другой стороны, Путин оказался в сложнейшей геополитической ситуации, которая сказалась и на внутреннем положении. Очевидно перекрестное давление на него различных политико-экономических элитных группировок. Поле для маневра становится все уже, и в этих условиях суверенная политика Армении может стать для Путина определенной отдушиной, аргументом в сложной игре с силовыми центрами. Речь идет прежде всего о Турции, Иране и Израиле, и в этом смысле примечательно, что с Пашиняном Путин встретился, вернувшись из Тегерана, где встречался с Эрдоганом и Рухани. Армения в этой игре, учитывая расклад и связанность событий.

В этом смысле Путин, который уже вкусил горькие плоды почти уничтоженной субъектности Армении, представляет последствия отказа от этого пути, которые могут стать роковыми для России.

В свою очередь, Никол Пашинян заявляет: «Это не значит, что в наших отношениях нет вопросов – упаси бог от такой ситуации, когда в отношениях нет вопросов, потому что это означало бы, что нет вообще никаких отношений. Могу с уверенностью сказать, что в наших отношениях нет нерешаемых вопросов, и мы, конечно же, сегодня обсудим очень широкий круг вопросов. Уверен, что эти вопросы будут решены, и мы будем опираться на уважение интересов в наших союзнических отношениях, уважение интересов наших стран, уважение суверенитета наших стран и на принцип невмешательства во внутренние дела друг друга».

Никол Пашинян таким образом довольно четко констатирует атмосферу, которая сформировалась до встречи. Будучи адекватной логике Бархатной революции в Армении, речь Никола Пашиняна адекватна и региональным вызовам и реалиям, которые напрямую касаются армяно-российских отношений.

Причем, тенденция в речи Пашиняна несет в себе такой вектор видения Еревана армяно-российских отношений, который может рассматриваться как легитимный во внешней политике России вообще.

До визита министр иностранных дел России заявил, что ожидает услышать от армянского премьера видение дальнейшей перспективы развития в Армении. Подтекст видения Пашиняна просматривался в его вступительной речи, а в словах Путина можно было заметить готовность к обсуждению.

В этом контексте Никол Пашинян не случайно подчеркнул и формирование личных отношений между ним и Путиным, которые могут рассматриваться и как противовес отношениям Кочарян-Путин. Хотя основной акцент состоит в том, что отношения Путин-Пашинян являются определенными гарантиями армяно-российских и более широких региональных отношений.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.