Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог, кавказовед Сергей Маркедонов прокомментировал телеграм-каналу Bunin & Co выступление Пашиняна на митинге по случаю первых ста дней его премьерства.
1. Пашинян всячески подчеркивает, что для него политические институты гораздо менее важны, чем прямой диалог с народом. Он заявил, что судебные органы, доставшиеся ему в наследство от прежних властей, не заслуживают доверия, и потому требуется правосудие "переходного периода". Как на практике оно будет осуществляться, сказать сложно. Но остроты ситуации явно добавило решение Апелляционного суда, принявшего решение о незаконности ареста экс-президента Роберта Кочаряна, который, освободившись, заявил о возвращении в "большую политику". Пашинян также заявил о необходимости самороспуска парламента и поправок к Конституции о том, чтобы таковая процедура не мешала пролонгации пребывания премьера в его должности.
2. Отдельная тема - нагорно-карабахское урегулирование. По словам премьера, он не подпишет тайно ни одного документа: "Если будет вариант, я приду сюда, представлю вам, и вы сами решите, нам идти по этому варианту или нет".
3. Впереди Армению ожидают досрочные выборы в Совет старейшин Еревана и Национальное Собрание (последние должны пройти в срок до мая 2019 года). Но у Пашиняна пока нет сильной партии, фракции в парламенте. И он пытается использовать в свою пользу идеи прямой демократии. Непраздный вопрос, как в этой ситуации не стать заложником площади со всеми возможными издержками от того, что в своем время еще Ортега-и-Гассет определил, как "восстание масс". Ведь очевидно, что в армянском обществе сильны завышенные ожидания. А события апреля 2016 года также показали, что по Карабаху общество настроено намного более радикально, чем власти.
4. Между тем, вызывает определенные сомнения и правомерность постоянной апелляции к "народу", как к чему-то единому, хотя в действительности протесты против Саргсяна или Кочаряна автоматически не означают поддержку нового кабинета министров. Однако новые власти Армении, похоже, делают ставку на популизм. Как минимум, до выборов, чтобы получив дополнительную легитимность (не только революционную), перейти к собственно содержательной политической повестке. Пока же армянское правительство и премьер-министр продолжают массовые протесты иными методами