16 августа премьер-министр Армении Никол Пашинян позвонил президенту России Владимиру Путину, чтобы обсудить вопросы, связанные с интеграционными структурами, в частности, ОДКБ.
Разговор обретает важность на фоне митинга 17 августа и внутриполитических событий в Армении в целом: Роберт Кочарян заявил о возвращении в политику, и одной из его немногих козырных карт могут стать истории о поддержке Путина.
Беседа Пашинян-Путин была ожидаемой на фоне недавних переговоров Пашиняна с Назарбаевым и Лукашенко. Безусловно, обсуждался вопрос назначения генсека ОДКБ и выдвижения нового кандидата вместо Юрия Хачатурова, замешанного в известном деле.
Но тема ОДКБ в последнее время получила новый оттенок, после того, как в Азербайджане заговорили о намерении присоединиться к ОДКБ, мол, это было бы неплохо в смысле восстановления баланса отношений России к Армении и Азербайджану.
Что за игру начал Азербайджан и как на это реагирует Россия? Говорил ли об этом Пашинян с Путиным? Позиция Армении в этом вопросе не подлежит обсуждению, да и вариантов не много, хотя Армения могла бы, например, согласиться с предоставлением Азербайджану статуса наблюдателя при условии, что Баку и Степанакерт подпишут соглашение о неприменении силы и отводе с передовой тяжелой техники. Баку вряд ли на это пойдет, но только такую планку может поставить Армения.
Если, конечно, вопрос вообще обсуждается Россией, потому что членство Азербайджана будет означать нарушение баланса в ОДКБ в пользу тюркского фактора. Так что, вряд ли Путин станет всерьез обсуждать вопрос членства ОДКБ, хотя переходные игры не исключаются.
Еревану в этой ситуации нужно только держать руку на пульсе, чтобы не упустить важные развития. Видимо, именно с этой целью и позвонил Пашинян Путину.
Помимо текущих проблем, а их много – девальвация рубля может сказаться на экономике Армении, в офисах российских госкорпораций проводятся обыски в Армении, меняются российско-турецкие отношения и прочее, формат Пашинян-Путин решает сейчас и другую важную стратегическую задачу.
Это имплементация той самой адаптации, о необходимости которой заявил Пашинян в связи с заявлением Лаврова. В деле адаптации армяно-российских отношений к новым реалиям иного более жизнеспособного формата нет. Важно, что Пашинян, с одной стороны, констатирует взаимную откровенность и открытость в общении с Путиным, а с другой стороны, данный формат не позволяет решать вопросы оперативно, и тут будет уже хромать динамика адаптации.