На днях в ходе пресс-конференции в правительстве премьер-министр Армении Никол Пашинян заверил, что не будет такого решения арцахского вопроса, которое не будет приемлемо для нашего народа, это исключено.
После заявлений Пашиняна по Карабаху глава парламентской комиссии по внешним отношениям Армен Ашотян сделал следующую запись: «Никол Пашинян пытается смягчить озвученные 9 мая в Степанакерте формулировки касательно изменений в переговорном формате и возвращает процесс в имеющееся до этого русло – к готовности продолжить переговоры с Азербайджаном при посредничестве Минской Группы ОБСЕ, к восстановлению атмосферы доверия до начала обсуждений по сценарию урегулирования и необходимости выполнить достигнутые ранее договоренности (в Вене, Санкт-Петербурге, Женеве) на соответствующем этапе урегулирования с учетом решительного голоса народа Карабаха».
В связи с этим прессекретарь президента Республики Арцах отметил: «Премьер-министр Пашинян сам четко сформулировал ту мысль, что без участия Арцаха невозможно урегулировать конфликт, а как именно это произойдет, новые власти изначально заявили, что будут последовательны в деле восстановления формата. Эта политика велась и в прошлом тоже. Это будет сложная задача, поскольку Азербайджан попытается воспрепятствовать этому, но это не означает, что мы должны отказатья от этой идеи и не пытаться полностью реализовать ее. Это потребует кропотливой и многолетней работы. В этом смысле ничего не изменилось». Никол Пашинян, как и ранее Серж Саргсян поднял вопрос компромисса. Господин Пашинян, в частности, заявил: «Когда вы говорите компромиссный вариант, то это означает, что есть две стороны, готовые на определенный компромисс. Я хочу, чтобы мы поняли, почему мы должны обсуждать нашу готовность пойти на компромисс, если Азербайджан не готов идти на него? Когда мы получим определенный месседж о том, что Азербайджан также склонен к компромиссу, то мы тогда обсудим, при том, не на уровне правительства, а всей нацией попытаемся понять, какой предел для компромисса существует для нас. Я исключаю такое решение Нагорно-Карабахского конфликта, которое было бы неприемлемым для нашего народа. В Армении не может быть таких властей, которые могут решить вопрос таким образом, не смогут, даже если очень захотят». Господин Бабаян в связи с этим отметил: «Мы всегда говорили, что Нагорно-Карабахский конфликт нельзя рассматривать как территориальных спор. Это вопрос не территорий, а границ, и эта проблема актуальна до сих пор. У нас тоже было множество вопросов с границами. Не тo, чтобы мы должны рассматривать лишь видение Азербайджан и представлять это как окончательный вариант».
То, что Никол Пашинян после избрания премьер-министром провел встречу с бывшим главой внешнеполитического ведомства, а на днях и с первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном, господин Бабаян считает положительным фактом.
По его словам, политические консультации только арцахским вопросом не ограничатся: возможно, эти встречи поставят целью обсуждения внутриполитических вопросов. По словам Давида Бабаяна, это принятая практика: есть клуб бывших президентов, они иногда собираются. Конечно, по словам господина Бабаяна, об эффективности можно будет судить лишь через определенное время, однако конструктивный диалог еще никому не мешал.
На наше замечание о том, что с одной стороны Никол Пашинян заявляет, что если мы говорим об окончательном урегулировании арцахского конфликта, то Арцах должен быть вовлечен, а с другой стороны отмечает, что это вовсе не означает, что мы не можем говорить за них, нет ли здесь противоречий, Давид Бабаян ответил: «Армения вынуждена вести переговоры с Азербайджаном по ряду аспектов. У Армении тоже с Азербайджаном есть проблемы. Есть серьезные вопросы здесь, например, проблема Арцвашена. Армения официально является одной из сторон конфликта, и этот формат был принят на саммите в Будапеште, но, повторюсь, он также заявил, что Арцах должен быть восстановлен в качестве как полноценной стороны в переговорном процессе, что, на самом деле, требует времени. Однако прекратить переговоры только по той причине, что Азербайджан отказывается от восстановления полноценного формата, было бы неправильно».
Мы поинтересовались, есть ли заявление, подход в карабахском конфликте, по которому он не согласен с премьер-министром РА, господин Бабаян ответил: «В настоящий момент господин Пашинян говорит то, на чем мы настаивали всегда: восстановление формата, нет возвращения к прошлому, необходимо, чтобы Азербайджан отказался от своей рииторики и фашистской идеологии». На наше замечание о том, что Никол Пашинян тоже говорит о компромиссе, в связи с которым общество имело серьезные претензии к прежнему руководству страны, господин Бабаян ответил: «А что мы подразумеваем, говоря о компромиссе? В нашем обществе это неправильно воспринимается. В первую очередь, не может быть одностороннего компромисса, это исключено. Но, в первую очередь, необходимо восстановить полноценный переговорный формат, стороны должны говорить. А начать разговор с компромисса, при том – с одной стороны, такого никогда не будет, необходим диалог, чтобы обсудить разные вопросы и увидеть, как можно прийти к общему знаменателю».