Премьер-министр Никол Пашинян в ходе состоявшейся на днях пресс-конференции несколько раз повторил следующую мысль: если Россия не позволит, Алиев, возможно, не пойдет на эскалацию ситуации. По его словам, «Мы все понимаем, что Россия, как мировая держава, имеет все возможности, чтобы не допустить возобновления войны в регионе. И я не могу поверить в то, что Россия, как друг и стратегический партнер Армении, не использует свои рычаги для того, чтобы не допустить возобновления военных действий в нашем регионе. Я не могу поверить в подобное. Повторюсь: я не верю в то, что Россия не использует свои рычаги для того, чтобы предостеречь Азербайджан от провокаций», — заявил Пашинян.
В беседе с Aravot.am пресс-секретарь президента Арцаха Давид Бабаян на наш вопрос, означает ли это, что, фактически, возобновление войны зависит от желания РФ, ответил: «Вопрос в том, что РФ, как одна из стран-сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, как одна из пяти стран- постоянных членов Совета Безопасности ООН, и, наконец, как страна у которой есть интересы и влияние в регионе, естественно, заинтересована в том, чтобы в регионе был мир, и речь не только о России, но и о США и Франции. Урегулирование азербайджано-арцахского конфликта является единственной платформой, где очевидно сотрудничество РФ с Западом. Но с другой стороны понятно, что РФ не является единственным игроком. Для того, чтобы понять какова вероятность возобновления войны, нам необходимо проанализировать все те факторы, которые могут способствовать этому, стать катализатором для возобновления войны. Это дело как внутренних, так и внешних факторов. Естественно, возобновление военных действий в большей степени зависит от Азербайджана, поскольку эта страна даже не скрывает своих истинных намерений, заключающихся в уничтожении Республики Арцах, Армении, понимаете, они хотят Севан, Шуши.
Понятно, чего хочет эта страна, и за ее спиной стоит и всегда стояла Турция. Однако вероятность, конечно же, будет зависеть от двух факторов, и первый из них заключается в том, что мы должны быть в состоянии остановить любые действия. С учетом особенностей Азербайджана, их психологии, естественно, чем сильнее наша армия, тем меньше вероятность войны, чем сплоченнее будут Армения, Арцах, Диаспора, наше общество, тем вероятность меньше.
Азербайджан осознает, что развязанная им война будет катастрофой, в первую очередь, для нее самой. Это внутренние факторы, а внешний заключается в том, что международное сообщество против того, чтобы здесь началась война, принимая во внимание гуманитарные факторы, а также то, что волей-неволей державы вмешаются в эту войну, иного варианта нет. Волей-неволей РФ вмешается. Турция однозначно будет поддерживать Азербайджан, и может быть серьезный взрыв, так что, исходя из собственных интересов, а также гуманитарных соображений, они не хотят, чтобы здесь началась война.
Помимо этого, РФ также имеет очень важную сдерживающую роль не только с точки зрения азербайджано-карабахского конфликта, но и в целом с точки зрения обеспечения стабильности на Южном Кавказе. Знаете, патриотизм выражается не только словами, если в РА не будет символического присутствия российской базы, то можете ли вы представить себе нашу ситуацию с Турцией, сможем ли мы воевать на два фронта с такой агрессивной страной как Турция, держать такое количество войск? Турция с 85-миллионным населением имеет армию в 700 тысяч».
На наш вопрос, не преувеличиваем ли мы роль России, Давид Бабаян ответил: «Нет, нет, наоборот».