Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог, кавказовед Сергей Маркедонов представил для телеграм-канала Bunin & Co свое видение выборов Совета старейшин Еревана.
Армению ожидают еще одни внеочередные выборы. Помимо главной кампании по избранию депутатов Национального Собрания жителям Еревана предстоит выбрать высший законодательный орган столичного муниципалитета - Совет старейшин. И хотя по формальным признакам эти выборы являются местными, по факту они имеют общенациональное значение. В Ереване сосредоточена почти треть всех избирателей Армении. И именно в столице происходят все ключевые для страны события.
После того, как Серж Саргсян покинул свой пост, а во главе правительства Армении оказался Никол Пашинян, массовые акции не прекратились. Они стали менее масштабными, но их цель была очевидна: зачистка политического пространства от остатков влияния бывшей правящей партии - РПА. Между тем, мэром Еревана и после "бархатной революции" оставался представитель республиканцев Тарон Маркарян. В Совете старейшин из 65 мандатов у РПА было 46, тогда как оппозиционные фракции "Елк" и "Еркир цирани" ("Абрикосовая страна") имели соответственно 14 и 3 места. Чисто теоретически имелась возможность коабитации, когда премьер, представляющий новую власть, сосуществовал бы и конкурировал бы с мэром из прежней правящей партии. Но в политических условиях, когда правила игры определяются не только формальными процедурами, но и революционной целесообразностью, это оказалось невозможно. Давление на мэрию и Совет старейшин продолжилось. И 9-го июля Тарон Маргарян, занимавший этот пост с ноября 2011 года (кстати, он сменил на этой должности экс-премьера Армении Карена Карапетяна), ушел в отставку.
Поскольку система городского управления в Ереване строится по принципам парламентской республики (мэра выбирают депутаты), на 16-е июля было назначено заседание Совета старейшин по избранию нового главы столичного города. Однако необходимого кворума не было. РПА и "Елк" не выдвинули своих кандидатов и не участвовали в сессии. Причины разные, результат один. Новый мэр не был избран.
Окончательные выводы из ереванской истории делать преждевременно. Однако предварительные уже ясны. В Армении, как ранее и в Грузии коабитация не состоялась. Прежний постсоветский тренд, когда новая власть выстраивает раз за разом политическую конфигурацию "под себя" продолжился.