Детские игры в пацифизм и демократию закончились, мир оказался жестким, полным недоброжелателей и врагов, которые почему-то не радуются твоим достижениям. После революции в Армении началась большая ревизия, и «старт» дала внешняя политика.
Внутри страны политика нового правительства вызывает разве что методологические нарекания, а стратегия – демонтаж коррумпированной криминально-олигархической системы – почти не вызывает сомнений. В этом контексте молодые «неопытные» кадры весьма кстати – они не коррумпированы, думают иначе, не являются частью системы и могут жить в «любви и солидарности».
Зато во внешней политике неопытность и излишняя «миролюбивость» становятся причиной провалов. Один за другим новое армянское правительство допускает киксы, которые потом трудно будет исправлять. И уже начинают возникать вопросы, является ли это следствием неопытности или сознательной политикой.
Первый крупный кикс допустил министр иностранных дел Зограб Мнацаканян на «карабахском направлении». После того, как Никол Пашинян установил планку возобновления переговоров – участие Арцаха, министр не просто встретился с азербайджанским коллегой, но и допустил отсутствие в итоговом заявлении упоминания об участии Арцаха. Этому можно дать массу объяснений, но наиболее подходящее – недопустимая мягкотелость. Мы живем в жестоком регионе, и такие киксы не прощаются.
Второй кикс допустил сам Никол Пашинян – по возвращении из Брюсселя он в беседе с журналистами неожиданно упрекнул Европу в том, что там недостаточно оценили Бархатную революцию в Армении и не увеличили «паек». На фоне того, что в ходе выступлений в Брюсселе он заявил о верности союзу с Россией, это выглядело не очень красиво. С политической точки зрения данное заявление также было расценено как неоднозначное.
Третий кикс допустил новый секретарь Совета нацбезопасности Армении Армен Григорян. После выступления Никола Пашиняна российская пресса сочла, что самое время упрекнуть Армению в сотрудничестве с НАТО. Российский Коммерсантъ спросил Григоряна, почему Армения участвует в миссии НАТО в Афганистане. Вместо того, чтобы заявить, что это суверенное решение Армении, что сотрудничество с НАТО способствует повышению уровня безопасности Армении, Армен Григорян сделал странное заявление. Он сказал, что поскольку в миссии НАТО участвует и Азербайджан, Армения тоже принимает участие, чтобы узнать, чему НАТО учит азербайджанских военных на тренингах.
Это непростительные киксы, которыми не преминут воспользоваться недруги. Нельзя проецировать то, что произошло в Армении – Революцию любви и солидарности – на внешний мир. Так любовь и солидарность выстраиваются на жестких интересах – имеет значение каждая подпись, каждый квадратный метр и каждое рукопожатие. И революции не всегда завершаются мирно, без единого выстрела – вокруг Армении тонны смертоносного оружия, готового выстрелить. И в этой ситуации дипломатия становится главным оружием.