Брюссельский раунд переговоров по Карабахской проблеме выявил несколько важных трендов.
Первое: Армения не отказалась от своих предусловий для возобновления переговоров – участия Арцаха и размещения на границе средств мониторинга. Армения не настаивает на них, потому что не надеется на скорое возобновление переговоров. По возвращении из Брюсселя премьер Армении Никол Пашинян заявил, что о встрече с Алиевым нет и речи. А поскольку Армения намерена скоро вступить в предвыборный режим, то можно полагать, достигнут консенсус о том, что до выборов интенсификации переговоров не будет.
В то же время, Армения намерена сохранить нынешние позиции. “Встреча важна с точки зрения поддержания непрерывности консультаций и создания необходимых условий для возобновления полноформатного переговорного процесса”, – говорится в сообщении МИД Арцаха. Степанакерт намекает, что не снимает условие своего участия в переговорах.
Мы подтверждаем важность ранее принятых договоренностей, в частности, в Вене, Санкт-Петербурге и Женеве, которые нацелены на создание благоприятных условий для мира и осуществления мер по укреплению доверия, сказал Никол Пашинян, фактически, подтвердив, что Ереван будет настаивать на Венской повестке после тайм-аута.
Второе – как Армения и Азербайджан используют тайм-аут. Азербайджан, по всей видимости, попытается извлечь политические дивиденды. Например, Баку может использовать это время, чтобы выстроить новую лоббистскую сеть, включить в ряд международных документов выгодные для себя формулировки и так далее.
Армения, в свою очередь, должна будет использовать тайм-аут для того, чтобы не допустить отката в переговорном процессе на доапрельские позиции, а также показать Азербайджану, что военный путь решения конфликта чреват для него непредсказуемыми последствиям.
Баку пытается отвлечь внимание своего народа от внутриполитических проблем посредством пограничных провокаций, возможно, опасаясь, что волна армянской демократии распространиться и в Азербайджане, сказал Никол Пашинян.
Третье: Азербайджан, несмотря на бравурные заявления о победах, на деле оказался в тупике – в Баку признают, что с помощью блэкаута и покушения на мэра Гянджи Азербайджану что-то хотят сказать.
Не зря министр обороны Азербайджана Закир Гасанов поручил усилить охрану военных объектов и повысить боевую и моральную подготовку военнослужащих после беспорядков в Гяндже. Он также дал указания по «немедленному пресечению всевозможных провокаций со стороны противника». Это значит, что в Азербайджане усвоили урок и готовятся к новым ЧП.
Четвертое – Азербайджан попытается использовать время и для гонки вооружений. После парада в Баку, где были продемонстрированы также западные виды вооружений, Баку стал намекать, что Европа и США сняли эмбарго на продажи оружия Азербайджану. Франция в ответ заявила, что не продает Азербайджану оружие, которое может быть использовано в Арцахе. Однако, очевидно, что безоговорочного эмбарго Запада сейчас нет, и Азербайджан будет эксплуатировать это обстоятельство в дипломатии.
Армения публично об этом не заявляет, но призывает Запад к ответственности. «Было бы полезно, если НАТО направило бы Азербайджану сильный месседж о том, что за любой попыткой решения карабахского конфликта с применением силы последует сильная реакция со стороны международного сообщества, заявил Никол Пашинян в интервью Euronews.