Азербайджан со 2 по 6 июля проводит широкомасштабные военные учения с привлечением различных видов, родов и специальных войск, объединений и соединений армии. К учениям привлечены до 20 тысяч военнослужащих, до 120 единиц танков и другой бронетехники, свыше 200 ракетно-артиллерийских установок разного калибра, реактивных систем залпового огня и минометов, до 30 единиц армейской и фронтовой авиации различного назначения.

Согласно легенде учений, войска ведут плановые работы по подготовке к боевым действиям, направленным на «освобождение оккупированных Арменией территорий». Об этом заявил министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов. По его словам, «затягивание урегулирования нагорно-карабахского конфликта ведет к еще большему его возгоранию, он должен быть урегулирован как можно скорее и в рамках норм международного права», а «в противном случае противник почувствует всю мощь азербайджанской армии». Но в то же время тактико-специальные учения с боевой стрельбой начались в Нахичеванской автономной республике, непосредственно граничащей с Арменией, являющейся членом ОДКБ. Это демонстрирует плановые намерения Баку в случае войны с Республикой Арцах (Нагорный Карабах) действовать и с нахичеванского направления.

 2
Военнослужащие Национальной армии Азербайджана во время военного парада в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне
Иллюстрация: Kremlin.ru

Неслучайно Ереван уведомил ОДКБ об этих азербайджанских приготовлениях. При этом пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян подчеркнул, что «неверно мнение о том, что происходящее в Нагорном Карабахе не имеет отношения к Армении». Все это происходит на фоне достигнутых при посредничестве Минской группы ОБСЕ встречи глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении «в ближайшее время». Таким образом, выходит, что Баку уже не в первый раз, но, как всегда, безуспешно пытается поставить дипломатию на службу силе, используя МГ ОБСЕ как своеобразное прикрытие. И не только ее. В роли своеобразного политического прикрытия использована сейчас группа российских политологов и депутатов Государственной думы РФ, которые приняли участие в работе конференции «Азербайджан — единственный союзник России на Кавказе», которая проходит в приграничном, недавно «освобожденном» селе Джоджуг Марджанлы Джабраильского района.

У этой группы нет официальных полномочий, как и права делать заявления о том, что они являются «представителями российских интеллектуалов». Мы говорим о таких участниках этого мероприятия, как лидер Международного Евразийского движения Александр Дугин, журналист Максим Шевченко, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, политолог Евгений Бахревский, депутаты Алексей Езубов и Дмитрий Савельев. Поэтому некоторые их суждения воспринимаются как абракадабра. Так, Дугин заявил, что «Азербайджан — единственный союзник России на Кавказе» (?). Однако Баку в отличие от Армении не является членом ОДКБ и Евразийского экономического союза, на его территории нет российской военной базы. Согласно предложенной Дугиным и его соратниками логике, в Армении в лице премьера Никола Пашиняна установлен «прозападный режим» и в силу этого, если Азербайджан начнет войну в Нагорном Карабахе, то России следовало бы его поддержать.

Но если в Армении действительно установлен прозападный режим, то выходит, что Баку готов бросить вызов Западу, с котором он стремится сегодня подружиться и с которым активно сотрудничает, в том числе и в военно-технической сфере? Поверить в такое невозможно. Так в чем дело? Ответить на этот вопрос риторического характера непросто. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, оказывая военно-психологическое давление на Пашиняна, провоцирует того на совершение определенных действий. Если армянский премьер в складывающейся ситуации еще сильнее активизирует военное, политическое и иные формы сотрудничества с Москвой, события станут развиваться по одному сценарию. Если же он, «разочаровавшись» в политике России, обратится за поддержкой к Западу, то это приведет к охлаждению отношений между Москвой и Ереваном, а Баку получит определенную свободу действий в карабахском направлении.

 4
Премьер-министр Армении Никол Пашинян рядом с Владимиром Путиным на Церемония открытия чемпионата мира по футболу 2018 года
Иллюстрация: Kremlin.ru

Что же касается так называемого гипотетического удара Вооруженных сил Азербайджана по Республике Арцах, который, по мнению экспертов, может развиваться по сценарию «внезапное наступление на небольшую глубину (несколько десятков километров в зависимости от типа местности и степени сопротивления) — закрепление на занятых позициях — новый натиск спустя некоторое время», то, как показывает опыт апрельской войны 2016 года, азербайджанская дипломатия не способна обеспечить закрепление даже мизерных достигнутых «побед». Эффект апрельской войны давно испарился. К тому же открытое бряцание оружием не ориентировано на блицкриг, чрезвычайно быстрый успех. А премьер Пашинян призвал страну и народ быть готовыми к любым сценариям в Карабахе.

Речь идет о другом. Втягивание в новую позиционную войну — и она может быть только такой — будет иметь не только негативные последствия для внутриполитической стабильности в Азербайджане, но и поставит под вопрос строительство и функционирование экспортных трубопроводов и транспортной инфраструктуры. А также многое другое. Пока же в условиях отсутствия реальных перспектив политического разрешения карабахского вопроса поддержание Россией военного паритета между Арменией и Азербайджаном может служить гарантом сохранения стабильности в регионе. Времена для геополитических перемен там еще только наступают.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.