Азербайджан повез на «экскурсию» на Лелетепе группу россиян, где они сфоткались и выступили с антиармянскими заявлениями. Инициатива Азербайджана вполне понятна в рамках его политической логики.
Баку сейчас пытается решать не одну задачу, которые, однако, являются следствием главной нерешенной задачи – Азербайджан не может получить добро на войну от стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и от Ирана. Тут уже проблемы зависят не от сопротивляемости Армении или военного баланса.
Дело в том, что любое изменение статус-кво, тем более, в виде «победы» Азербайджана, может вычеркнуть из международной повестки проблему, которая уже много лет является поводом для существования важного международного формата, в котором обсуждается вовсе не только Арцахский конфликт. Баку понимает, что ему просто не дадут права менять международную повестку.
В лучшем случае Баку может ожидать «права на Лелетепе», хотя и тут есть масса вопросов. И вот тут-то на первый план выходит способность Армении противостоять, потому что при отсутствии такого сопротивления Азербайджан может со временем восстановить свое право на «Лелетепе». Если Армения позволит, посредники тоже будут не прочь, чтобы Азербайджан время от времени «выпускал пар».
Выпускать пар принято и в политико-дипломатической сфере, и Азербайджан сейчас пытается гонкой вооружений и психологическим прессингом приблизить время, когда можно будет выпустить пар.
С этой точки зрения задача Армении – не отставать в этой гонке, тем более, в условиях новой Армении и реформ, которые существенно нарастили потенциал Армении и Арцаха. И именно это заставило Азербайджан дать новый импульс гонке вооружений, пытясь сохранить процесс в рамках военной дипломатии.
Никол Пашинян показал своими первыми шагами и заявлениями в должности премьера, что Армения намерена изменить логику политического процесса и проводить более подчеркнутую политику по части в субъектности Арцаха. Страны-сопредседатели не отвергли эту инициативу Армении, и это не удивительно – венская повестка, в конце концов, и до этого предполагала повышение де-факто субъектности Арцаха, и Азербайджан отклонил повестку именно поэтому.
Сопредседатели не станут наращивать давление на Баку по ряду причин, и ситуацию должна создать Армения, используя свой нынешний капитал и продвигая более концептуальными подходами субъектность Арцаха.
Повышение градуса милитаристской риторики Азербайджана говорит больше о его обеспокоенности и тревоге, чем самоувернности.
В этом смысле примечательно, что в ночь на 3 июля Баку и почти все азербайджанские города остались без света из-за аварии на Мингечаурской ГЭС. Через несколько часов подачу света восстановили, а официально заявили, что авария произошла из-за аномальной жары.
Возможно, трансформаторы действительно не выдержали, но если ГЭС не может выдержать изменения температуры, можно вообразить, что случится, если Азербайджан пойдет н военную авантюру, и Армения вынуждена будет нанести ответный удар.