11-12 июля Никол Пашинян нанесет свой первый визит в Брюссель в качестве премьер-министра Армении, где состоится саммит НАТО.
Саммит НАТО происходит в период явных разногласий между лидерами Альянса, и в нем все больше проявляется тень отдельных стран, чем коллективная стратегия.
В этом смысле визит Никола Пашиняна может возыметь большее практическое значение, если будет выстроен на двусторонних контактах с руководителями стран-членов НАТО.
Армении предстоит решить две задачи – наладить отношения в целом севроатлантическим поясом, гарантом безопасности которого продолжает оставаться НАТО, и вторая задача – конкретные вопросы, связанные с военным шантажом Азербайджана и угрозой вероятных военных действий.
НАТО не вмешивается в Арцхский конфликт, ссылаясь на поддержку усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Но это не должно мешать заявлять о политической позиции и склонности. В случае с новой Арменией особую значимость обретает вопрос цивилизационной модернизации, который заложен в основу североатлантического альянса. Это также вопрос защиты современных ценностей, и в этом смысле Бархатная революция в Армении – более чем веский довод для того, чтобы указать на рубеж модернизации, который проходит по армяно-азербайджанской границе.
Дело не в ожидании непосредственной военной помощи от НАТО. Армения сама в состоянии удерживать эту границу, и в этом смысле она вносит свою лепту в международную безопасность не только участием в миссии в Афганистане. Вопрос во взаимной ответственности не только в политическом, но и цивилизационном смысле.
Армения, безусловно, должна стремиться использовать «бонусы» Бархатной революции, чтобы расширяющееся присутствие НАТО в Грузии рассматривалось в единстве с хребтом армянской безопасности, а не в логике нейтралитета НАТО.
Несмотря на недовольство России в связи с политикой НАТО в Грузии, присутствие Альянса может стать для Москвы спасательным кругом, который может вывести ее из турецко-азербайджанской петли, которую Москве все труднее сдерживать. В этом деле незаменимым партнером русских может стать НАТО, и закрепление позиций НАТО в Грузии может стать весомым доводом в руках Москвы не только против Турции и Азербайджана, но и Тель-Авива.