Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог, кавказовед Сергей Маркедонов написал для телеграм-канала telegra.ph о ситуации в Нахичеване.
Армения, уведомила ОДКБ о действиях Азербайджана на нахичеванском направлении. И хотя официальные представители Минобороны республики поспешили заверить общественность в том, что необходимости привлечения войск союзников нет, само по себе выступление по данной теме симптоматично.
Начиная с июня 2018 года, Нахичевань выдвинулась на первый план в армяно-азербайджанском конфликте. Этот эксклав Азербайджана находится в относительной близости от столицы Армении. Сегодня официальный Баку говорит об успешной "нахичеванской операции", в результате которой были "освобождены, захваченные армянами 11 тыс. га земли". Об этом заявил Ильхам Алиев. Ереван говорит о том, что речь идет о занятии "ничейной земли". Для доказательства своей "правды" Минобороны даже провел пресс-тур на границу.
Как бы то ни было, положение дел на этом направлении представляется рискованным. Иначе к чему уведомления ОДКБ, даже если признать преувеличенными заявления официального Баку? В чем опасность эскалации в Нахичевани? В отличие от Нагорного Карабаха конфликт, если он развернется здесь, будет проходить не на "сепаратистской территории", не на "линии соприкосновения", а на армяно-азербайджанской границе. И под удар может попасть не непризнанная НКР, а Армения - страна-член ОДКБ и ЕАЭС. В таком случае возникнет немало острых дилемм и вопросов. Это и единство рядов участников евразийских интеграционных проектов, и поведение Москвы. Возникает ситуация, когда все труднее станет сохранять баланс между Баку и Ереваном и некоторое дистанцирование. Не говоря уже о том, что в этом случае конфликт уже трудно будет идентифицировать, как карабахский. Тем паче, в отличие от Карабаха на этом направлении нет хотя бы минимально проработанных миротворческих механизмов, их придется создавать.
Таким образом, здесь не скроешься за форматом Минской группы. И Москве именно в контексте эскалации вдоль армяно-азербайджанской границы за пределами Карабаха следует проявить максимум самостоятельных действий, активности в переговорах и с Баку, и с Ереваном. В противном случае ставки резко повышаются, как и риски, и вероятность непредвиденных сценариев.