Принято считать, что погромы армян в Баку начались 13-го января 1990 года, однако газета «Московский Комсомолец» 6-го февраля 2004 года опубликовала материал «Тайны XX века. Анатомия распада» Михаила Ростовского, в котором автор приводит воспоминания бывшего председателя КГБ Азербайджана Вагифа Гусейнова, где в частности говорится о том, что погромы армян начались еще 11-го января.

Занимавший во время трагедии пост председателя КГБ Азербайджана Вагиф Гусейнов однажды уже пытался откровенно рассказать о тех событиях. В 1994 году в одной из местных типографий была напечатана его книга о бакинской трагедии. Но после прочтения книги новым президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым весь тираж был арестован. С тех пор ставший одним из известных российских аналитиков по Кавказу Вагиф Гусейнов хранил молчание о тех январских днях в Баку. Нарушить его он решил в интервью «Московскому Комсомольцу».

ПОГРОМЫ АРМЯН В БАКУ НАЧАЛИСЬ 11 ЯНВАРЯ

«В октябре 1989-го я встретился с лидерами Народного фронта — будущим президентом Азербайджана Абульфазом Эльчибеем и Этибаром Мамедовым. Тогда я их спросил: «Почему вы не хотите пойти по пути народных фронтов Литвы, Латвии и Эстонии? Вы тоже можете в рамках конституции и существующих законов добиваться избрания в Верховный Совет». Они ответили, что, мол, каждая страна имеет свои особенности. «И вообще, завоевание свободы не бывает без крови. Да, мы знаем, что будут жертвы! Но это будут жертвы во имя свободы!». «Вы берете на себя ответственность за будущие жертвы? Вы сознательно ведете людей на кровопролитие?» — воскликнул я. «Да, мы считаем, что чем больше прольется крови, тем лучше будет сцементировано мужество и идеология нации» — таким был ответ»,- рассказал В. Гусейнов.

Бывший глава КГБ Азербайджана признался, что беспорядки в Баку тщательно готовились Народным фронтом. В новогоднюю ночь толпой была разрушена госграница с Ираном. «А 11 января в Баку начались погромы. Всего по городу ходило около 40 групп (от 50 до 300 человек), занимающихся погромами. Царила полная анархия. Милиция ничего не могла сделать. 59 человек (из них 42 армянина) было тогда убито, около 300 ранено»,- говорит В. Гусейнов.

ПОГРОМЫ АРМЯН В БАКУ НАЧАЛИСЬ 11 ЯНВАРЯКак пишет «МК», ни в одной нормальной стране центральные власти не могут игнорировать подобные погромы. Восстановление порядка с использованием силы было прямой конституционной обязанностью Москвы. Перед вводом войск в Баку у боссов НФА был шанс избежать еще большей крови. Так вспоминает то время Гусейнов: «Я по собственной инициативе вновь встретился с Эльчибеем, сказал ему, что надо предпринять все меры для того, чтобы избежать столкновения жителей Баку с войсками. В ответ Эльчибей пообещал мне поговорить с руководителями Народного фронта. В пять часов вечера он мне позвонил и сказал, что лидеры НФА вышли из его подчинения. Поэтому он ничего не может сделать. Эльчибей также заявил, что ЦК, правительство тоже виноваты.

Они довели ситуацию до такого тупикового состояния. Я знаю, что, говоря о выходе прочих лидеров Народного фронта из-под его контроля, Эльчибей лгал. В чем был смысл позиции НФА? Они хотели замазать кровью тогдашнее руководство ЦК, держать их на коротком поводке, напоминая об этих событиях. А также привлечь внимание мировой общественности. Эльчибей так прямо и заявил: пока в Тбилиси не пролилась кровь, международные правовые организации не обращали на Грузию никакого внимания... 20 января ночью в Баку вошли войска. Из-за баррикад в них стреляли и оказывали сопротивление. Всем этим управлял Комитет обороны Азербайджана — самопровозглашенный неконституционный орган, целиком состоящий из активистов Народного фронта».

С бакинских улиц еще не успели убрать трупы, а боссы демократической оппозиции уже начали переписывать историю. «Вторжение в Баку огромного контингента частей Советской Армии и внутренних войск сопровождалось особенной жесткостью и невиданными зверствами. В результате расправы над мирным населением и незаконного введения войск 131 мирный житель был убит, 744 — ранено, 841 — незаконно арестован... Военнослужащими было разрушено и сожжено 200 домов и квартир» — так уже долгие годы выглядит официальная азербайджанская версия трагедии. Про погромы и прочие «неудобные» детали тех событий не сказано ни слова, пишет «Московский Комсомолец».

ПОГРОМЫ АРМЯН В БАКУ НАЧАЛИСЬ 11 ЯНВАРЯ

«Можно ли было предвидеть взрыв? Однозначно да. В октябре 1989 года мы в КГБ Азербайджана подготовили записку. Там руководство страны и республики прямо предупреждалось: в ближайшее два-три месяца может произойти кризис и взрыв: массовые беспорядки... Об этом знали и союзные лидеры»,- вспоминает В. Гусейнов.

По воспоминаниям экс-главы МВД Азербайджана, Народный фронт в период своего зарождения носил достаточно демократический характер. Это были действительно представители интеллигенции, люди, недовольные существовавшими в государстве недостатками. Но летом 1989 года старые члены НФА с ужасом вдруг стали обнаруживать, что на многих важных постах во Фронте появились совершенно новые люди, никогда не участвовавшие ни в каких демократических движениях. Это были выходцы из Армении, Нахичевани, люди из одного очень влиятельного в республике номенклатурного клана. Их задачей было выгнать с поста первого секретаря республиканского ЦК боровшегося с этим кланом Везирова. Для этого эмиссары клана постоянно встречались с лидерами Народного фронта и помогали им, в том числе материально. После января 1990 года Везиров был вынужден срочно покинуть страну. А в 1992 году лидер НФА Эльчибей сам стал президентом.

Летом 1993 года режим экс-лидера азербайджанских «демократов» президента Абульфаза Эльчибея уже шатается, словно одуванчик на ветру. «Год назад одного слова Эльчибея было достаточно, чтобы на митинг явилась толпа в 400 тысяч человек. А нынче около здания президентской канцелярии тусуется лишь жалкая кучка сторонников. Все реальные властные рычаги уже находятся в руках поднявшего военный мятеж полковника Сурета Гусейнова.

Именно в этот момент к воротам ставки Гусейнова подкатывает автомобиль с бывшим членом советского Политбюро Гейдаром Алиевым. Как вспоминал позднее сам Сурет Гусейнов, тогда он вволю поиздевался над бывшим властителем советского Азербайджана. Но Алиева не смутила ни необходимость долгого ожидания аудиенции, ни другие проявления неуважения. Напротив, допущенный в конце концов к мятежному полковнику, он опустился на колени и поцеловал бронетранспортер, на котором приехал Сурет Гусейнов. Затем в течение пяти часов хитроумный Гейдар убеждал полковника: я, мол, стар, дряхл, смертельно болен и не помышляю ни о чем, кроме как о передаче тебе своего опыта. Наконец Гусейнов соглашается на пост премьера при президенте Алиеве. В этот момент он подписывает себе приговор. Меньше чем через два года полковника объявляют «изменником родины», а позже приговаривают к пожизненному заключению. Так закончилась революция, начатая азербайджанской интеллигенцией»,- рассказал В. Гусейнов.

На фото: Вагиф Гусейнов

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.