Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог, кавказовед Сергей Маркедонов прокомментировал для телеграм-канала Bunin & Co арест генерала Григоряна и борьбу с коррупцией в Армении.
Армению сотрясают антикоррупционные разоблачения. Топ-новостью последних дней стало задержание Службой безопасности республики Манвела Григоряна. Этот человек - не просто депутат Национального собрания от Республиканской партии (РПА), то есть представитель старой власти. Он – генерал, герой карабахской войны, председатель Союза добровольцев "Еркрапа". Дополнительную остроту всей истории придает место задержания Григоряна - Эмчиадзин. Этот город считается армянской духовной столицей, в нем расположена резиденция Католикоса.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян уже назвал эту акцию самым мощным ударом по коррупции в стране после обретения ею независимости. Сторонники РПА говорят о сведении счетов и избирательном правосудии. Обычные граждане, а также эксперты строят предположения о том, в какой точке остановится кампания новых властей. А пока экраны обошли картинки из особняка генерала-депутата. Коллекция автомобилей, склады продовольствия, военный арсенал и экзотический зоопарк. Ни дать ни взять колумбийские или мексиканские сюжеты! Вспомнились по этому поводу пророческие оценки Иммануила Валерстайна и Джованни Арриги о том, что, если постсоветские страны и причалят в скором времени к чаемым американским политическим берегам, то это окажется Америка, только Латинская….
Но если отойти от спецэффектов и пиара, что окажется в сухом остатке? Пашинян наносит мощный удар по РПА. Эта партия и без "дела Григоряна" в не самом блестящем положении. Но дальнейшее расследование, возможно, с демонстрацией "следов", ведущих наверх, к самому Сержу Саргсяну, обеспечит на месяцы вперед негативное информационное сопровождение. Не будем забывать, что правительство в Армении временное, реальной эффективной программы (если не считать набор общих позитивных рекомендаций) у него нет, а до выборов важно не растерять очки. Разоблачения старой власти помогут в деле сохранения за премьером и его сторонниками положительного имиджа ниспровергателя коррупции.
Однако борьба с тенями прошлого поднимает, как минимум, два серьезных вопроса. Первый, насколько глубокой она будет, и каких фигурантов затронет. В любом случае не исключено противодействие мерам новой власти, а, следовательно, и внутреннее противостояние. Все это рискованно, особенно на фоне неразрешенного карабахского конфликта. Соседи могут воспользоваться "разбродом и шатаниями" в армянских элитах, тем паче в последнее время общественная активизация наблюдается не только в Армении, но и в Нагорном Карабахе. Второй вопрос намного более серьезен. Ясно, что нынешняя система в республике формировалась не год и не два, а влиятельные генералы и вошедшие во власть комбатанты кормили не только себя, но и свои клиентелы с "чадами и домочадцами". Разрушить эту системы можно, но куда сложнее создать компенсаторный механизм. Ведь одно дело, когда разоблачен некий "коррупционер", не связанный с тобой лично, а совсем другое, когда связан и крепко. И тогда он уже не коррупционер, а дорогой дядя, племянник, мудрый дедушка и щедрый сосед.