Национальное собрание Армении приняло в четверг программу правительства Никола Пашиняна. При необходимом минимуме в 53 голоса за программу проголосовали 62 депутата, против – 39.
РПА в роли оппозиции
Как и прогнозировалось, Республиканская партия Армении (РПА) не стала препятствовать принятию программы, дабы оттянуть дату досрочных выборов. С учетом дискредитации партии в глазах общества и отсутствия у нее сейчас возможностей для применения традиционных методов обеспечения результатов на выборах: подкупа избирателей, административного ресурса и т.д. И представители РПА, критикуя саму программу, сообщили накануне голосования, что обеспечат ее принятие с помощью голосования за нее нескольких депутатов-республиканцев, как это было сделано во время голосования за кандидатуру нового премьера.
При этом надо заметить, что фракцию РПА за последние дни покинули шесть депутатов: крупные бинесмены Самвел Алексанян, Арман Саакян и Артак Саркисян, зять экс-начальника полиции Владимира Гаспаряна, президент Федерации бокса Артур Геворкян, бывший замглавы Службы нацбезопасности и экс-губернатор Ширакской области Феликс Цолакян, руководитель земляческого союза “Джавахк» Ширак Торосян”. И потеряв абсолютное большинство в парламенте, у партии фактически не осталось возможностей не допустить принятия программы.
Глава парламентской фракции РПА Ваграм Багдасарян заявил журналистам, что партия сама призвала депутатов-бизнесменов, представителей неполитического крыла, быть свободными, если будут препятствия: “Мы ни за кого не цепляемся, они могут уйти”.
В свою очередь, зампред РПА Армен Ашотян заявил, что выход некоторых депутатов из фракции обусловлен возможными репрессивными действиями со стороны государственного аппарата. “Сегодня политические преследования пытаются иногда скрыть под видом процесса правосудия, но я хочу особо подчеркнуть, что, похоже, есть тенденция к селективному, избирательному правосудию”,- заявил он.
Программа без цифр
В ходе обсуждения программы в парламенте республиканцы акцентировали внимания на том, что в ней нет никаких конкретных цифр. “Представленный в Национальное собрание документ похож не на программу правительства, а больше на сборник мечтаний, желаний, и даже тостов”, - заявил пресс-секретарь РПА, вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов.
Сам Пашинян прокомментировал отсутствие цифр в программе тем, что для правительства приоритетным является устранение препятствий, которые не позволяют стране развиваться. “Говорят, что в нашей программе нет цифр. В нашей программе есть множество цифр, которые я представлю. Каким будет уровень коррупции среди чиновников? Я официально озвучиваю эту цифру - ноль. Каким будет в Армении процент привилегированных лиц – ноль. Какой налог большой бизнес должен будет давать премьер-министру – ноль. Сколько монополий должно быть в Армении? Я официально заявляю – ноль”, - заявил он в своем заключительном слове.
В свою очередь, эксперты считают нормальным, что в программе фактически временного правительства нет конкретных цифр и сроков. “У нее отчетливо временный характер. То есть, в ней никаких долгосрочных проектов нет, в ней есть стратегическое видение. В общем, это программа видения, программа ожиданий, желаний. Там есть цели, но нет плана действий. Это в том смысле логично, что это программа временного правительства. И, видимо, так было сделано специально, то есть не была подготовлена серьезная программа”, - заявил политолог, сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян.
Досрочные выборы
В самой программе ключевой целью деятельности правительства называется “установление ценностей ненасильственной, бархатной, народной революции, произошедшей в Армении в апреле-мае 2018 года, как основы общественных и национальных отношений”. Пашинян заявил в ходе ее обсуждения в парламенте, что важнейшей задачей нового правительства является обеспечение проведения свободных, справедливых, прозрачных и демократических выборов в течение года. Так как действующий парламент “не выражает реальных политических настроений и предпочтений народа Армении, а также реального соотношения сил”.
Пашинян сообщил, что досрочные выборы пройдут в течение года после того, как будет реформирован Избирательный кодекс. По его словам, этот срок необходим для того, чтобы все политические силы смогли подготовиться к досрочным выборам, а у граждан была возможность сделать осознанный выбор, который не будет обуславливаться только “революционной эйфорией”. И что для проведения досрочных выборов он подаст в отставку, так после принятия программы правительства это единственный предусмотренный конституцией повод для их проведения.
Он также заметил, что проведение выборов в ближайшее время было бы наиболее выгодно возглавляемой им политической силе, так, сейчас она выиграла бы с абсолютным большинством. “Но в то же время это означало бы, что принципы не изменились, и власть движима лишь идеей сохранения власти”,- добавил премьер.
При этом Пашинян уверен, что РПА хочет "переждать шторм" и вернуться к власти. "Если они действительно так думают, то Саргсян (экс-президент и лидер РПА Серж Саргсян – прим. ред.) просто не владеет ситуацией", — подчеркнул он. Заметив заодно, что не стоит РПА приписывать великодушия лишь потому, что они помогли его избранию и утверждению программы правительства. "Если бы они могли ставить мне палки в колеса, они бы это сделали. Но я избран от народа", — подчеркнул Пашинян.
Однако, судя по всему, главным конкурентом Пашиняна на предстоящих выборах станет не РПА, а возглавляемая одним из богатейших олигархов республики Гагиком Царукяном партия “Процветающая Армения”. Царукян и представители его политической команды уже заявили, что планируют получить большинство в ходе внеочередных выборов.
Комментируя эти заявления Пашинян сказал: “Позвольте не согласиться с неформальными формулировками. Я могу сказать одно, что народ не потеряет свою победу”.
При этом интересно то, что хотя блок “Царукян” (вместе с партией АРФ “Дашнакцутюн”) является партнером Пашиняна в парламенте и представлен 4 министрами в правительстве, сам премьер заявил, что ответственность за деятельность правительства несет та политическая команда, которая осуществила “бархатную” революцию.
И, вероятно, весь период до досрочных выборов пройдет у Пашиняна в открытом противостоянии с РПА, и в негласном с Гагиком Царукяном. С которым новому правительству придется пока считаться, учитывая вторую по численности фракцию после РПА – 31 депутат (у “Елка” Пашиняна всего 9).