На следующей неделе сопредседатели Минской группы прибудут в Ереван, как сообщил российский представитель Игорь Попов, с целью познакомиться с новым руководством Армении. Очевидно, однако, что в повестке визита будет обсуждение и других вопросов, в частности, актуализированного новыми властями возвращения официального Степанакерта за стол переговоров. Для премьера Пашиняна этот вопрос является ключевым, данную позицию подчеркнул и глава МИД Зограб Мнацаканян накануне своего первого визита в Москву.

ПРОБЛЕМА ЯВНО БЫЛА В ЧИСЛЕ ОСНОВНЫХ И НА ВСТРЕЧЕ Мнацаканяна с Лавровым - во всяком случае заявление последнего именно по данному вопросу вызвало наибольший резонанс как в Ереване, так и в Баку. При этом Лавров допустил очевидный кикс, говоря о прежних высказываниях Игоря Попова. "Российская позиция осталась неизменной - она всегда была позицией решения нагорно-карабахского вопроса через Минскую группу ОБСЕ, участником которой наряду с Азербайджаном и другими государствами является и Армения. Мы убеждены, что это оптимальный формат", - сказал он в ходе совместной с армянским коллегой пресс-конференции. Комментируя вопрос о приближении этапа возвращения Нагорного Карабаха к переговорам, министр заявил, что Игорь Попов не говорил, что представители Нагорного Карабаха "должны" вернуться к переговорам. И добавил: "Если стороны договорятся, что Нагорный Карабах будет вновь представлен на переговорах, это будет их решение и мы будем это решение уважать".

Бакинские СМИ, естественно, расценили эти слова как отказ Москвы в участии Степанакерта в переговорном процессе, хотя очевидно, что заявление об "оптимальном формате" относится прежде всего к Минской группе. Что касается И. Попова, то в Сети можно найти целый ряд его высказываний о подключении к процессу на определенном этапе представителей Арцаха.

Так, в июне 2016 года в интервью Интерфаксу дипломат заявил: той теме (участия Арцаха. - М.Г.) уделяется много внимания в ходе встреч сопредседателей и в Армении, и в Азербайджане, и в Нагорном Карабахе. Полагаю, что на определенном этапе - к примеру, после достижения рамочной договоренности - будет предусмотрена возможность того, чтобы они смогли вернуться за стол переговоров".

В декабре 2013 года, находясь в Степанакерте, российский сопредседатель подчеркнул, что визиты посредников в Нагорный Карабах и встречи с Бако Саакяном означают вовлечение Карабаха в текущие процессы, обсуждение тех существенных вопросов, которые стороны затрагивают в ходе встреч. И добавил: "Мы исходим из того, что на определенном этапе Карабах должен вернуться в процесс, потому что, в конце концов, речь идет о судьбе людей, которые там живут. Мы предполагаем, что после завершения работы над основными принципами урегулирования, когда станет понятно, как дальше продвигаться вперед, возможно будет обсудить вопрос возращения Карабаха за стол переговоров". Более четкое изложение позиции на дипломатическом языке нейтрального посредника, согласитесь, трудно представить.

ТЕПЕРЬ СЕРГЕЙ ЛАВРОВ ПУБЛИЧНО ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ПОПОВ ТАКОГО НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ. Что это означает, остается лишь гадать. Например, о том, выражал ли сопредседатель, занимающий этот пост с 2010 года, исключительно свое мнение, а не позицию МИД России? Или Лавров как опытнейший дипломатический лис отлично знает о заявлениях своего сотрудника, но в данный момент ему надо было сделать вид, что такого не было? С другой стороны, глава МИД РФ использует слово "вновь", тем самым подтверждая, что представители Арцаха в свое время являлись полноправными участниками процесса. Случайно ли?

Между тем обращает на себя внимание еще одно заявление армянского премьера, который считает, что Р. Кочарян и С. Саргсян имели мандат по переговорам от имени народа Карабаха, поскольку первый был в свое время избранным президентом НКР, а второй - одним из организаторов самообороны. "Сделать то же самое я просто не могу, поскольку для этого нет ни правового, ни политического, ни морального обоснования. Народ Карабаха не принимает участия в выборах в Армении, вместо этого он имеет свои власти, и потому его может представлять только собственная  легитимная власть", - сказал Н. Пашинян, вызвав бурю негодования в Баку. "Мы хотели бы напомнить новому руководству Армении, что гражданский статус армянской общины Нагорно-Карабахского региона Азербайджана не изменился. Наряду с азербайджанской общиной Нагорного Карабаха они продолжают оставаться гражданами Азербайджанской Республики", - заявил в ответ спикер МИД этой страны.

По мнению эксперта по вопросу Арцаха Ларисы Алавердян, следует прежде всего понять, какой именно смысл вкладывают в Баку в понятие "общины". Общиной может быть представлена любая административная либо национально-территориальная единица в составе государства, однако, согласно Конституции и законам Азербайджана, такой единицы, как Нагорный Карабах, в административном делении этой страны нет, отметила эксперт. Говорить об общине несуществующей административно-территориальной единицы просто некорректно, и азербайджанский МИД тем самым просто пытается увести участников процесса урегулирования от сути проблемы. Вместе с тем де-факто есть избранные власти на территории, которая не контролируется Азербайджаном уже почти 30 лет.

Л. АЛАВЕРДЯН УКАЗАЛА ТАКЖЕ НА ДРУГУЮ СТОРОНУ ВОПРОСА, фактически дополняя сказанное Пашиняном. "Странно, что представитель официального Баку забывает об армянской общине Азербайджана. Между тем почти полумиллионное армянство было насильственно изгнано из этой страны, эти люди, в отличие от азербайджанской общины Арцаха, не являются гражданами АР, не участвуют в проводимых в этой стране выборах, следовательно, власти Азербайджана не имеют права выражать их позицию, которая может отличаться от подходов и Баку, и, кстати говоря, Еревана", - подчеркнула она. Наконец, по словам Алавердян, народ Арцаха, самоорганизовавшийся путем создания своего государства, имеет полное право быть представленным в переговорном процессе и это право никто не может игнорировать. Добавим от себя, что заявления Игоря Попова четко указывают именно на эти реалии.

Таким образом, накануне визита сопредседателей в Ереван складывается достаточно любопытная картина. Премьер-министр РА заявляет о готовности вести переговоры с Баку от имени Армении и настаивает на участии Степанакерта в качестве обязательного условия. Россия не возражает против того, чтобы Нагорный Карабах был "вновь" представлен на переговорах, если об этом договорятся Ереван и Баку. США устами Трампа заявляют о намерении урегулировать вопрос "в ближайшее время", Евросоюз в докладе об отношениях с РА заявляет о "скорейшем урегулировании"... 

При этом все участники процесса отлично понимают, что в обозримом будущем никакого политического урегулирования быть не может. И проблема в конечном итоге лежит в плоскости дилеммы - сохранение статус-кво либо война. С учетом реалий в Большом регионе эксперты склоняются к тому, что, скорее всего, вероятен первый вариант с продолжающимися провокациями Баку на границе как с Арцахом, так и с Арменией.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.