Президент Азербайджана Алиев призвал новое руководство Армении в отличие от предыдущего в Арцахской проблеме вести переговоры для достижения реального урегулирования, а не имитации. Алиев заявил, что Азербайджан хочет и требует урегулирования, которое приведет к миру в регионе. Алиеву вольно или невольно ответил Никол Пашинян, когда 7 июля в парламенте представлял программу правительства. Он вновь заявил, что переговоры могут быть полноценными только в том случае, если в них в качестве стороны будет вовлечен Арцах. Одновременно он заявил, что использовать это обстоятельство для поднятия темы так называемых «представителей азербайджанской общины» – это ложный довод, поскольку эта так называемая община – граждане Азербайджана, которые участвуют в выборах, избирают президента Азербайджана, следовательно, этим самым они уже представлены в переговорах.
В то же время Пашинян заявил, что заявление о том, что Арцах является стороной переговоров, которое вовсе не ново, и подтверждается документами саммита ОБСЕ 1994 года в Будапеште, вовсе не означает, что он отказывается от встречи с Алиевым. Никол Пашинян вновь подтвердил свою готовность встретиться с ним, но также сказал, что прежде должны быть реализованы достигнутые в прошлом договоренности, иначе будет неловко – вести переговоры по новым договоренностям, если прежние остались неисполненными. Пашинян, вероятно, имеет в виду венскую повестку, создание механизмов по поддержанию перемирия и расследования инцидентов на границе. В этом смысле его заявление определенно неполное, поскольку нужно четко указать, о каких прежних договоренностях идет речь. Армянская сторона в таком случае не должна дать Азербайджану возможности для маневра, и должен быть четко зафиксирован первейший вопрос повестки – внедрение механизмов и международная ответственность за нарушения перемирия.
В то же самое время Никол Пашинян также заявил, что проблема не имеет военного решения, и наряду с тем, что он готов ко встрече и переговорам, тем не менее, любой авантюризм со стороны противника встретит сокрушительный ответ со стороны ВС Армении и армянского народа. В действительности же переговоры являются имитацией именно для Азербайджана, и в действительности это Азербайджан не желает мира, потому что глава государства, желающего мира, открытым текстом не будет публично заявлять о своих претензиях в отношении даже Еревана.
Азербайджан вел переговоры и будет вести их так долго, пока не найдет путь или лазейку для того, чтобы развязать войну. Следовательно, наряду с приверженностью и готовностью к политическому процессу, для армянской стороны, пожалуй, должен быть однозначным вывод – считать, что переговоры или политический процесс есть путь, блокирующий войну, было бы самообманом. Такой процесс был и до апреля 2016 года, и Серж Саргсян также в этом процессе, казалось бы, принимал все, в виде Казанского плана, но даже это не остановило Азербайджан, а сделало его еще наглее.
Следовательно, армянская сторона должно однозначно констатировать, что для сдерживания, блокирования войны, блокирования формирования политического поля и «права» для ее возгорания, первейшей задачей является максимально ясное формулирование собственной безопасности и интересов и преподнесение этого международным акторам, президентам стран-членов Минской группы, а параллельно этому – повышение эффективности собственного управления и постоянное повышение сопротивляемости. Нечто, что отражалось в программах всех правительств, но не действовало.
И сейчас новое правительство должно отличиться именно этим – делом, а параллельно в международных центрах сформулировать свои собственные интересы и безопасность как свое право, заложив в основу этого большую общественную легитимность. Армения осторожно, но последовательно должна выйти из дипломатических рамок прежней власти, которые не только были узки, но и искажены. В обратном случае эти рамки превратятся в болото для ресурса легитимности, в плане колоссального потенциала ее возможной эффективности на внешних площадках.