Армен Саркисян затронул самый деликатный разрез армяно-российских отношений. Эти отношения, как правило, рассматриваются в политическом, экономическом, военно-политическом и геополитическом контексте. Но на деле в корне всего заложена культура, качество взаимопонимания. В этом смысле извращение армяно-российских отношений начинается именно на этом уровне, проецируясь потом на политику, экономику и геополитику.
Армен Саркисян говорит, что нужно менять корень отношений, иначе изменить «крону» будет сложнее. И в этом смысле заявление Армена Саркисяна адресовано в первую очередь состоятельным армянам в России. Именно они прежде всего могут представлять Армению, именно с их помощью могут быть сформированы инфраструктуры армянского присутствия в Армении.
Однако, призыв Армена Саркисяна адресован и российским политическим и общественным деятелям армянского происхождения, которые долгие годы занимались тем, что аморфизировали имидж армян в России. При этом формировалось порочное суждение, якобы, армянский национальный облик по своим культурологическим, политическим и экономическим характеристикам противоречит российским политическим и цивилизационным интересам, и истреблени армянского облика, его унижение исходит из российских интересов.
В России сейчас сформировалась целая общественно-политическая прослойка российских армян, которые вольно или невольно выполняют данную функцию, пытаясь выстраивать на этом карьеру, спекулируя на великодержавных страхах России, на инстинктах, за счет здоровья армяно-российских отношений и интересов армян.
Тем же, по большому счету, заняты и состоятельные армяне в России.
Так что, проблема неподобающего присутствия армян в России сводится к отсутствию политико-экономической элиты. А присутствующая элита действует извращенно, возможно, потому, что не получала соответствующих сигналов от властей Армении. В этом смысле упрек Армена Саркисяна звучит и как сигнал.
Второй важный мессидж направлен правящему истеблишменту России, который также считает, что с Арменией можно обращаться либо посредством палки, либо «агентурной сети», задачей которой должно стать выстраивание отношений с Россией на страхе перед Москвой, с настроем «не сердить Кремль».
Если данная политика и срабатывала ранее, то после Апрельской войны 2016 года она стала работать против армяно-российских отношений и России в частности. Поэтому российскому истеблишменту следует изменить логику коммуникаций с Арменией и заложить в основу отношений не террор и запугивание, а презентацию собственных преимуществ. А преимуществом России, безусловно, является культура.
После корректровки этих подходов будет проще найти общие интересы на политическом, военно-политическом и экономическом уровне, и Москва осознает, что суверенитет Армении, ее модернизация и глубина отношений с миром, в том числе с Западом не представляют России угрозу, а являются шансом.