Новое правительство Армении под председательством премьер-министра Никола Пашиняна продолжает борьбу за полноценную смену власти. Оно добивается проведения в стране досрочных парламентских выборов, против чего выступает обладающая большинством депутатских мест в парламенте Республиканская партия (РПА). По мнению комментаторов, последней легальной возможностью для роспуска Национального собрания (парламента) и проведения внеочередных выборов является провал принятия программы правительства Пашиняна, которая скоро будет представлена на одобрение законодательного органа республики.
Данная перспектива выглядит сложно реализуемой, поскольку РПА уже заявила, что не намерена провалить принятие программы правительства. Между тем партия не рассматривает и возможность проведения досрочных выборов. Однако новое руководство страны придерживается диаметрально противоположного мнения. «В Армении, независимо от воли РПА, будут проведены досрочные парламентские выборы. Если парламент одобрит программу правительства, мы найдем другие правовые пути для роспуска парламента и проведения досрочных выборов», — недавно в беседе с представителями прессы заявил вице-премьер Армении Тигран Авинян.
Со слов армянского вице-премьера стало понятно, что «бархатная революция» не решила вопрос полноценной смены власти и для достижения этой цели команда Пашиняна готовится к решающему бою с доминирующей в парламенте Республиканской партией.
Возникает вопрос, при одобрении программы правительства, есть ли в запасе другие легальные механизмы для организации досрочных выборов или Пашинян для ликвидации установленного в стране фактического двоевластия намерен идти напролом?
Член Высшего судебного совета Армении, доктор юридических наук, профессор Геворг Даниелян считает, что даже после одобрения парламентом программы правительства, юридические механизмы для роспуска парламента не будут исчерпаны. «Правовые, конституционные механизмы не исключают возможность фактического приостановления работы парламента», — сказал он в беседе с корреспондентом EADaily.
Принятая два с половиной года назад Конституция, согласно которой Армения перешла на парламентскую форму правления, допускает несколько вариантов для роспуска законодательного органа «силой права» и соответственно проведения досрочных выборов. «Их претворение в жизнь напрямую связано с волей политических сил», — отмечает Даниелян, перечисляя соответствующие статьи Основного закона.
Это часть 3 статьи 149 и ч. 3 и 4 статьи 151 Конституции Армении. Указанная часть ст. 149 касается избрания (или провала избрания) премьер-министра, и соответственно она была актуальна несколько недель назад, когда вопрос одобрения парламентом кандидатуры Пашиняна на пост главы правительства был на повестке. Что касается ч. 3 ст. 151 статьи Конституции, то она, в принципе, применима к нынешней ситуации, поскольку речь идет об одобрении или отклонении программы правительства в парламенте. «Если парламент избирает премьер-министра, но не одобряет программу правительства, тогда Национальное собрание распускается», — поясняет наш собеседник.
Наконец, согласно ч. 4 ст. 151 Основного закона, парламент распускается, если депутаты не одобряют программу правительства и объявляют вотум недоверия премьер-министру. «Тогда правительство подает в отставку и парламент распукается в силу права», — уточняет Даниелян.
По его словам, помимо оснований для роспуска парламентав по указанным статьям Конституции есть и другой юридический механизм, допускающий роспуск законодательного органа.
«Системный анализ Конституции демонстрирует, что не исключены случаи фактического приостановления работы парламента. Например, когда в парламенте отсутствует необходимое количество депутатов для проведения заседаний, и нет правомерной возможности для пополнения рядов парламентариев», — отмечает член Высшего судебного совета Армении, добавив, что в сложившейся ситуации нет правовых препятствий для инициирования досрочных выборов.
По его мнению, правовые регуляции представляют возможность для инициирования поэтапного и согласованного ведущими парламентскими силами процесса путем переговоров. Даниелян не стал говорить о вероятных сценариях развития данного процессов, поскольку это выходит за рамки его статуса и обязанностей.
«Мой статус не позволяет говорить о возможных политических решениях. Эти решения должны находить парламентские силы», — заключает Даниелян.
Между тем, на политическом ландшафте Армении позиции Республиканской партии продолжают слабеть. Хоть она формально и контролирует парламент, однако ряды номинально правящей политической силы постепенно редеют. Недавно РПА покинули два депутата, мотивируя свой шаг создавшейся в стране сложной политической ситуацией. Является ли это признаком развала Республиканской партии, или партия выдержит данное испытание, покажет время. Однако многие убеждены в том, что состоящие в партии или в ее фракции депутаты-бизнесмены, являющиеся основным источником финансовой подпитки политической силы, при правлении Пашиняна покинут политику. Нынешний глава правительства, как известно, исключает слияние бизнеса с политикой, и не раз обещал бороться с этим негативным явлением в политической действительности Армении.