В студенческом совете одного из вузов, как ни удивительно, нашлись довольно решительные студенты, принципиально выступающие против шагов ректора, которые они считали неправильными. Более того, они в конкретном случае добились того, что ректор отступил от своего плана. С первых же дней революции ректор сразу почувствовал, как можно использовать энтузиазм соответствующего «активиста» и воспламенившихся революционными настроениями нейтральных студентов, чтобы «разобраться» с проявляющим самостоятельность студенческим советом, используя в качестве «довода» то, что они были членами РПА. И так тоже бывает.
Революция для многих создает возможность свободно дышать, жить и работать без всякого давления. А для некоторых – приспособиться, отомстить, решить личные проблемы. Правительство изменилось, и это хорошо, Национальное Собрание должно смениться с помощью внеочередных выборов, и будем надеяться, что команда Пашиняна ни при каких обстоятельствах не откажется от этой идеи, коррумпированные чиновники должны оказаться за решеткой, олигархи (также и нынешние союзники власти) должны действовать в налоговом поле. Все это бесспорно.
В других вопросах «размахивать революционным мечом» следует по возможности осмотрительно. Потому что непременно появятся «шустряки», которые под видом борьбы с «прежним преступным режимом» попытаются решать собственные проблемы. Арам Симонян не самый лучший ректор мира, и, судя по всему, должен быть сменен. Но при этом важно соблюсти форму. Когда правительство направляет своих активистов, которые усаживают ректора на скамью обвиняемого, а затем ложатся перед дверями его кабинета, требуя отставки, это не лучший способ сменить руководство университета. Я не знаю, для кого конкретно правительство очищает место ректора, но следует принять во внимание следующее: если им сегодня не нравится ректор-республиканец, завтра может быть другое правительство, которому не понравится ректор из рядов «Гражданского договора». А смысл автономии высших учебных заведений заключается в том, что их руководство не должно меняться в зависимости от политической конъюнктуры. Все можно сделать в установленном порядке, сколько бы это не потребовало времени.
То же самое относится к общественным организациям. Например, Федерация футбола. Рубен Айрапетян не самый лучший руководитель этой организации, но в случае начавшейся против него кампании проблема заключается совсем в ином. Федерация оштрафовала один из клубов, правильно или неправильно, определит суд, в том числе и международный. Но клуб хочет избежать наказания не с помощью суда, а просто провоцируя политическую активность. И опять-таки, завтра произойдет очередная смена власти, и возникнет соблазн разрешить любой правовой спор посредством политических спекуляций. То же самое может произойти, например, с Союзом писателей или композиторов.
Вот почему я говорю, что во всем следует сохранять сдержанность и чувство меры. Даже в революции.