Подозреваю, что тема армянской революции еще долго будет в топах, так что «сеанс» рискует стать долгоиграющим. Впрочем, для экспертов это плодородное поле и источник вдохновения и радости – шутка ли, первый и единственный за последние годы на постсоветском пространстве случай мирной ненасильственной смены власти под влиянием улицы. Но улицы не агрессивной, не воинственной, а спокойной, танцующей и жарящей шашлык.
Интересно, что улица не перестала быть субъектом политического процесса и после того, как оппозиционный лидер Никол Пашинян стал премьер-министром. Население продолжает следить за революционными преобразованиями в режиме онлайн, благо новый глава правительства любит гаджеты и ежевечерне публикует видеоотчеты, выходя в прямой эфир в Интернете. Итак, что изменилось в Армении за 8 дней после избрания Никола Пашиняна премьером?
Уже 11 мая он провел первое заседание Кабинета и, помимо прочего, подтвердил намерение отправиться в Сочи 14 мая на заседание Высшего евразийского экономического совета и встретиться с президентом России Владимиром Путиным. Причем хозяин Кремля поздравил Пашиняна по телефону еще 8 мая, сразу после избрания, а армянский премьер в ответ поблагодарил Москву за сдержанную позицию и невмешательство во внутренние дела Армении.
«Это первый контакт [в Сочи], он сам по себе важен, чтобы они познакомились», — рассказал помощник президента России Юрий Ушаков о содержании встречи лидеров России и Армении, сообщает РБК. От себя замечу, что я был в Сочи на саммите и слышал единодушное мнение журналистов и представителей официальных делегаций: встреча Путина и Пашиняна – это ключевое событие форума.
Однако пока сосредоточимся на внутреннем раскладе. Отдельная тема – это команда Пашиняна. Например, глава аппарата правительства Эдуард Агаджанян – ему 29 лет, он депутат и… диджей. Или новый начальник Полиции Армении (в стране нет МВД) Валерий Осипян. Еще недавно он был заместителем начальника Владимира Гаспаряна и в ходе протестных акций неоднократно находился с Пашиняном по разные стороны баррикад. Но многочисленные наблюдатели говорят, что личных конфликтов между ними не было, а Осипян при этом характеризуется как адекватный и честный человек. Поэтому его назначение не стало сюрпризом.
Или вот новый министр обороны Давид Тоноян. Ранее он возглавлял МЧС – один из немногих представителей команды Сержа Саргсяна. Вероятно, свою роль сыграло то обстоятельство, что господин Тоноян – выпускник престижной американской школы Флетчера при Университете Тафтса, а также Военной академии РФ. Такими кадрами не разбрасываются.
Впрочем, предшественник Тонояна на посту главы Минобороны Виген Саргсян – тоже один из самых перспективных политиков Армении, но его близость к бывшему президенту и неудавшемуся премьеру Сержу Саргсяну стала препятствием для перехода в новый Кабинет. Правда, так и осталось неясным, что же было реальной причиной: нежелание Вигена «изменять» своему боссу или запрет босса на уход к Пашиняну. Сейчас уже не имеет значения.
Не менее яркое назначение сделано в МИДе Армении – ведомство наконец-то покинул лучший друг Кремля Эдвард Налбандян, которого многие критики называли Налбандовым за соответствующие «пристрастия» во внешней политике. Новым министром стал один из опытнейших дипломатов Зограб Мнацаканян, служащий в системе МИД с 1991 года. Он был полпредом страны в Совете Европы, а с 2014 года – в ООН.
Состав Кабинета министров был утвержден президентом Арменом Саргсяном. Сразу бросается в глаза молодость министров. Видимо, в команде Пашиняна решили, что они ничем не хуже австрийца Себастьяна Курца, самого молодого в мире министра иностранных дел, а затем и премьер-министра.
«Немецкая волна» в обзорном материале отмечает, что главное изменение – это атмосфера в обществе. «Здесь никогда не видели, как министры пользуются общественным транспортом, а премьер-министр приходит на работу пешком», - говорится в тексте.
Кроме того, первые распоряжения Пашиняна позволили значительно ускорить процедуры по растаможиванию товаров и ликвидировать монополии – «теперь каждый гражданин Армении в рамках законов может ввозить в страну всё, что посчитает нужным». «На очереди обнуление всех штрафов и пеней за просроченные сельскохозяйственные и потребительские кредиты, а также снижение размеров штрафов за нарушения ПДД», - поясняет «Немецкая волна».
Пашинян завершил формирование нового правительства, главная задача которого – преодоление глубокого политического и экономического кризиса посредством системных реформ, заявил эксперт Армянского центра политических и международных исследований Рубен Меграбян.
Однако все понимают, что «конфетно-букетный период» продлится недолго. Во-первых, в стране слишком много проблем, которые нельзя решить онлайн-трансляциями и диджейскими сетами, - нужны непопулярные, но неизбежные реформы; нужна жесткость в борьбе с пока еще сильными олигархами-монополистами.
Во-вторых, легитимность правительства Пашиняна всё еще под вопросом даже после многочисленных поздравлений из-за рубежа – Дональд Трамп, например, спустя неделю направил в Ереван телеграмму. Ведь сам Пашинян и его окружение говорили о фальсификации парламентских выборов 2017 года – значит, имеет смысл провести досрочные выборы и гарантировать их прозрачность и честность.
Но для их объявления нужны веские правовые основания – парламент нельзя распустить просто из желания «чтобы всё было по-честному». Это препятствие номер один. А номер два – пока еще сильные позиции правящей Республиканской партии, в том числе в регионах. Никто не гарантирует пашиняновскому движению «Елк» («Выход») подавляющего числа депутатских мандатов.
Продолжение следует