Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог, кавказовед Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co представил несколько тезисов в свете избрания Никола Пашиняна со второй попытки премьер-министром Армении.

1. Начиная с сегодняшнего дня амплуа Пашиняна меняется. И меняется революционным образом. Лидер народных протестов и кумир улицы становится властью. Не метафорической властью, как "делегат народа" или "народный премьер", а конституционный глава кабмина. Заметим, попутно, избранный по Конституции, задуманной главным оппонентом нового главы правительства - его предшественником Сержем Саргсяном. Вместе с властью к Пашиняну приходят не только лавры победителя и успешного политика, но и громадная ответственность. Экономика далеко не в блестящем состоянии, на карабахском трэке нет видимых предпосылок прогресса. И массовая эмиграция не прекратится по мановению волшебной палочки.

2. Новая оппозиция, которая еще день назад, как минимум, де-юре была властью, никуда не денется. Она пока что проиграла сражение, понесла чувствительное поражение, но отнюдь не разгромлена. Руководитель фракции республиканцев заявил, что 11 членов его фракции проголосуют за Пашиняна. Кто эти люди? Это, скорее не кадровые члены РПА, а избранные по квоте от нацменьшинств (езиды, ассирийцы, русские, курды), а также отставные военные и "крепкие хозяйственники", получившие мандат для защиты своих деловых интересов, а не для "большой политики". Видеть в этом настоящий раскол вряд ли возможно. Вообще же за Пашиняна проголосовали 59 человек, а 42- против. Отнюдь не белорусско-среднеазиатские результаты. И было бы большой ошибкой разыгрывать конфронтацию с ними, прикрываясь мнением народа. Сегодня население за Пашиняна, ибо других известных и эффективных оппозиционеров просто не было. Но после его вхождения во власть протестные настроения сохранятся. И не исключено, перейдут к критикам нового кабинета. 

3. Пашиняну придется испить чашу парламентской модели. Ее введение было продиктовано не интересом к демократии, как таковой, а стремлением Саргсяна обеспечить себе пребывание у власти под видом конституционных реформ. Но сегодня система, заточенная под одного человека, перестала работать. Парламентские институты зажили той жизнью, которая была им предписана формально Основным законом. И теперь надо учиться работать в этих новых рамках. Начинается новый этап. Теперь Никол Пашинян должен показать обществу, своим соратникам и противникам, насколько он готов держать слово и исполнять обещания. За апрель-начало мая их было сделано немало. 
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.