Лидер оппозиции в Армении Никол Пашинян встретился с делегацией депутатов Государственной думы России и заверил их, что у армянской оппозиции нет никаких намерений пересматривать отношения с Россией.
"Нет геополитического заговора против России, не будет геополитических реверсов, и армяно-российским отношениям ничего не угрожает", - сказал он.
Вскоре после этой встречи Никол Пашинян ответил на несколько вопросов корреспондентов Русской службы Би-би-си Нины Ахметели и Темо Кегурадзе. Вот некоторые из его ответов.
О встрече с российскими депутатами
Мы просто обменялись мнениями по поводу армяно-российских отношений, я представил наши взгляды в ситуации армяно-российских отношений для будущего, и мы говорили о том, что в этом политическом процессе, который сейчас происходит, нет никакого геополитического контекста и никакого геополитического заговора.
Об отношениях с Россией
Если мы что-то хотим менять [в отношениях с Россией], мы хотим менять это в позитивном плане.
Вообще мы думаем, что геополитические реверсы очень опасны для любой страны, и мы собираемся соблюдать все международные обязательства, которые имеет Армения сейчас и по направлению ЕврАзЭС и по направлению ОДКБ, но это не значит, что мы думаем, что тут нет никаких проблем [которые нужно] обсуждать и решить.
Мы собираемся все эти проблемы обсуждать с нашими российскими партнерами и уверены, что во всех этих вопросах мы достигнем единого мнения.
Об отношениях с Евросоюзом
В плане отношений с Евросоюзом у нас тоже был подписан и ратифицирован договор, мы собираемся этот договор тоже привести в реальность.
Я не думаю, что сближение Армении с Евросоюзом может как-то угрожать безопасности страны. Мы собираемся улучшить и углубить отношения и с Россией, и с евразийскими партнерами, и с партнерами из ОДКБ, и с Европейским союзом, и с Соединенными Штатами, и с Ираном, и с Грузией и вообще со всеми партнерами, но мы представляем это так: не должно одно произойти за счет другого.
Это самое главное, потому что Армения - член международной семьи, и мы собираемся себя вести как достойный, суверенный член семьи.
О продаже Россией оружия Азербайджану
Это проблема, которая всегда обсуждалась и обсуждается, и я надеюсь, что и по этому вопросу у нас будет хороший и эффективный диалог с российскими коллегами, потому что в России тоже понимают всю серьезность этого вопроса и они тоже, я думаю, готовы к диалогу на эту тему.
О зависимости Армении от России
Я считаю, что Армения - независимая страна, и мы видим, что Россия не вмешивается во внутренние дела Армении, в том числе в экономические дела, и вопрос развития экономики Армении - это вопрос, который мы должны решить. И всё.
Я уверен, что ни Россия, ни вообще какая-либо другая страна не препятствует развитию армянской экономики. Это наше дело. Если у нас проблемы в этой сфере - эти проблемы мы сами создали, и никто другой.
Очень многие сейчас в западной прессе представляют меня как прозападного политика. Я сказал неоднократно, что я не прозападный, не пророссийский, не проамериканский политик - я проармянский политик, и это реальная оценка моей позиции.
Что касается Евразийского экономического союза - да, я был против вступления Армении, но Армения сейчас член ЕврАзЭс, и это есть факт. И любой политик должен считаться с этим фактом.
Я всегда говорил, что какие-то резкие движения в сфере геополитики, внешней политики очень и очень неблагоразумны, особенно учитывая международную и региональную обстановку.
О впечатлениях от встречи с российскими депутатами
Россия никогда не вмешивалась и не будет вмешиваться во внутренние дела Армении. Да, конечно, мы будем много обсуждать повестку армяно-российских отношений в рамках ЕврАзЭс, ОДКБ и так далее, это будет конструктивный диалог. Я надеюсь, что нам удастся добиться прогресса в отношениях с Россией.
Я сказал российским коллегам, что я не считаю, что тут нет никаких проблем, эти проблемы мы будем обсуждать. Я говорю, что не будет реверса. В этом процессе нет никакого геополитического заговора и никакого геополитического контекста.
Этот процесс, наше движение - это чисто внутриармянский процесс, тут не замешана никакая внешняя сила и это я всем гарантирую. И это просто очевидно, не замечать этого просто нельзя.
Об общении с послами других стран
Я пообщался и с послами Евросоюза, и с послом Соединенных Штатов в Армении и у нас [состоялся] конструктивный диалог. Их позиция такая же, как позиция России: никто не вмешивается во внутренние дела Армении.
О предстоящих выборах премьер-министра
Я надеюсь, что парламент Армении изберет кандидата от народа в премьер-министры Армении.
У меня уже была встреча с руководителем республиканской фракции, завтра, по всей вероятности, буду встречаться со всей республиканской фракцией либо представителями, и тогда посмотрим. Во всяком случае, говорят, что если такая ситуация будет, что другие фракции поддержат мою кандидатуру, они не будут препятствовать моему избранию.
Я думаю, что правящая партия решила не выдвигать своего кандидата, потому что всем понятна политическая ситуация в Армении.
Очевидно, что 90 и больше процентов граждан, жителей Армении и во всех диаспорах, поддерживают наше движение, и я думаю, что республиканские политические силы просто реально оценили политическую ситуацию, которая сейчас сложилась в Армении.
Что будет, если кандидат не пройдет?
Вопрос не в кандидатуре, вопрос в проблеме - то есть мы хотим разрешить кризис или не хотим? Если кризис не будет разрешен, он углубится - в этом вопрос. А единственный путь разрешить кризис - это избрать кандидата от народа премьер-министром.
Если этого не произойдет, будут продолжаться те же действия - мирные протесты.
О Нагорном Карабахе
Карабахский вопрос должен решаться путем диалога. Вы знаете, Азербайджан в течение очень многих лет ведет себя очень агрессивно, и это создает негативный фон для разговора. Когда каждый день мы от Азербайджана слышим, что мы собираемся начать войну против Армении, мы собираемся завоевать Ереван - как может быть в такой атмосфере конструктивный диалог?
Сейчас такое впечатление, что цель Азербайджана - капитуляция Нагорного Карабаха и Армении. Это же абсурд, это же деструктивно. И я думаю, что первое, что нужно делать, - это создать соответствующую атмосферу для диалога, для переговоров. Мы считаем, что это нужно делать обязательно. И Армения и вообще международное сообщество должны делать кое-какие выводы об этом. Когда их цель уничтожить Армению, и они не хотят больше ни о чем говорить, ничего не хотят слышать. Ильхам Алиев в своих последних заявлениях говорит о планах войти в Ереван.
Армения всегда была настроена на диалог, и всегда любые власти Армении считали, что вопрос Нагорного Карабаха должен решиться путем диалога, и мы должны исключить риторику, из которой можно сделать выводы, что кто-то собирается решить этот вопрос силой.
Такого не должно быть. Ведь это XXI век, и мы - цивилизованные страны, по крайней мере, Армения. Надеюсь, вы это увидели за последние 20 дней.
Но это не значит, что цивилизованность надо интерпретировать как слабость. Если будут какие-то провокации со стороны Азербайджана в Нагорном Карабахе, мы все отодвинем все наши внутриполитические вопросы в сторону и будем заниматься только защитой нашей родины.
О президентской форме правления
Это вопрос не о форме правления, а о сущности и содержании правления. Можно всегда спорить, какая машина лучше - BMW или Mercedes, но вопрос не в этом, а в том, как мы собираемся водить, по каким правилам мы собираемся водить эту машину, потому что обе машины хороши.
Для меня это не вопрос формы, это вопрос содержания. Можно иметь реальную демократию, реальную власть закона, реальную экономику, развивающуюся и в той форме, и в другой. Главное - содержание.
У нас есть один стратегический вопрос: если мы добьемся того, что в Армении будут реально свободные выборы - вот это суть вопроса.
Реальная власть закона - это суть вопроса. Будут защищаться права человека - это суть вопроса. Для людей какая разница - в какой форме для них будут равные возможности - в президентской или парламентской? Германия, например, парламентская страна, Франция - президентская страна.
Что будет в случае избрания
Я обязательно обеспечу свободные выборы, поэтому мы и добиваемся этой цели - чтобы было назначение и избрание в премьер-министры кандидата от народа.
Это единственная гарантия, которая может обеспечить реальные позитивные перемены. Очевидно, что 90% армян поддерживает наше движение, и любой другой избранный премьер-министром не будет пользоваться поддержкой народа.
О возможных столкновениях во время протестов
Если за меня не проголосуют, это никак не будет угрожать безопасности страны, потому что, когда дух и единство народа на очень высоком уровне - это может служить только во благо.
Вы видите, что творится в Армении. Мирный процесс на очень высоком уровне, и не надо ждать никаких столкновений, не будет никаких столкновений.
Я - оппозиционер по отношению к коррупции, беззаконию, беспределу и я уверен, что мы эти вопросы решим.