Подобное свинство со стороны азеров имело массовый характер. Вначале отбирали оружие, с которым мы приехали воевать, затем хотели нас разделить и бросить как прикрытие для их основных сил. Оставляли наших ребят раненых тогда, когда своих погибших забирали. Заставляли рыть для них окопы, в то время как сами они жрали как свиньи. ...Мой вам совет: не верьте панисламским призывам азеров. Это говорю вам я, человек, который сам видел “правоверность” азеров.

****

“Армяне были достойными врагами. Думаю, могут быть и достойными друзьями"

В сети на разных форумах, в том числе на сайте TelNews.ru “гуляют воспоминания Али Гамзатова о том, как его соотечественники — чеченцы — воевали в Нагорном Карабахе на стороне азербайджанцев. Автор размещенного материала, как уже установлено, — реальная личность. (Али проживает ныне в Абу-Даби.) Его рассказ о событиях минувших военных лет — очередное подтверждение тому, что армяне на поле боя проявляли себя не только как прекрасные воины, но и не теряли своих человеческих качеств. Совсем иначе — с нескрываемым презрением — Али описывает своих “братьев по оружию” — азербайджанцев, которые “трусливо и беспорядочно бежали”, оставляя свои позиции. ...Поскольку в тексте немало орфографических погрешностей, мы публикуем его откорректированный вариант, по возможности сохраняя авторскую стилистику.

Итак, я аккинец (Чечня). Родился в 1970 г. в Грозном. С 1991 г. участвовал в освободительной борьбе своего народа. С 1993 г. почти 2 месяца с группой чеченских правоверных воевал против армян в Карабахе. Бились вместе с “братьями” азербайджанцами-тюрками против “неверных”. Договорились с нашим амиром, что за каждого убитого армянина нам должны были платить по $200. В июне 1993 г. нас (около 120 шахидов) направили в район армянского селения Агдера (Мардакерт), где мы и обосновались на высоте 203 возле лесистых склонов. Сказать по правде, армян называли “базарами”, я пару раз видел армян в Грозном, на центральном базаре, ненавидел их как и русей. 
Так вот, мы узнали, что неподалеку от нас, по направлению к Мардакерту, стоят братья-талыши. Их было много, несколько сотен. Азера-тюрки стояли перед Ленинаваном. 24 или 26 июня азера вместе с талышами пошли в атаку, потеснили армян к водохранилищу. В дальнейшем, как я узнал, их было всего 60-70 человек. 
Столкнулись мы с ними впервые ночью следующего дня, когда они попытались войти с тыла между нами и талышами. Вражеский огонь был подавлен. 
Я не буду углубляться в хронику боев, но скажу одно: мы не ожидали увидеть подобную стойкость и мужество. Армяне в плен принципиально не попадали, “отковывали” ночью обычно без беспорядочных выстрелов. Мы сразу окрестили эти атаки “странными”, поскольку фидаи, как они себя называли, имели высокую моральную подготовку, умело маскировались, любили внезапные “свойские” атаки. Это наводило ужас на тюркских “братьев”, которые после нескольких потерь беспорядочно бежали. Азерские части заменялись из-за дезертирств и самострелов. В начале августа мне удалось услышать призыв к талышам, где армянин говорил слова, которые я помню до сих пор. 
“Братья талыши, кавказцы, война между нами завершена еще 1000 лет назад, в тот момент, когда кочевники-тюрки вторглись на Кавказ. Пришло время объединения. Мы вместе должны выбить тюрок из Кавказа. Мы будем идти вперед до наших исконных границ, затем остановимся, будем ждать вашего появления”. Кроме того, говорилось о сдаче. Многие сдались, а другие впоследствии подняли оружие против тюрков. 
Армянин говорил верные слова. Поразительно... Мы, талыши и другие кавказцы, воевали с другими кавказцами, а тюрки бежали и не участвовали в схватках. Армяне — воины сильные и смелые, не как азера. Помню, лезгины называли их азербаранами — из-за лживости и трусости тюрков. Я уверен в том, что мы тогда сделали неверный выбор — кавказец не должен воевать с кавказцем, какую бы религию он ни исповедовал. Армяне не грабили, тогда как тюрки воевали только для этого, армяне били смело и сильно, в то время как азера боялись вступать с ними в ближний бой и днями ждали ударов авиации. 
Они (армяне — ред.) знали, что мы — нохчи — стоим перед ними, уважали нас, как мы уважали их. Они продолжат войну, не остановятся, пока не выбьют тюрков из Гянджи. ИншаАлла! 
Кстати, хотел рассказать одну историю об армянах. Итак, в середине августа наша группа вместе с азерами располагалась в районе Асгарана (Аскеран)... сразу перед горными грядами. 
Под вечер завязался бой, и нашего хасавюртовского Вахида задел пулемет в нейтральной полосе... Сразу после нашего отступления амир Асланбек предложил вывести нашего раненого брата из нейтралки. В момент, когда решили дать голос армянам для того, чтобы вытащить брата, азера вдруг заявили, мол этого делать не разрешено. Вахид кричал — громко говорил на чеченском. Армянам подходить к нему не разрешали азера — стреляли, нам сказали, что, мол, армяне — звери, убьют его. Через полчаса один из наших братьев — дуба-юртовский — решил все же рискнуть. Мы крикнули “крестам”, что идем брать раненого, они в ответ — давайте! Азера попытались остановить нас под дулом, но Исри рискнул. После того как он дошел до брата, видит: низкорослый армянин-санитар рядом с ним лежит, пытается освободить ногу Вахида, застрявшую после обвала. Исри в конечном итоге вывел брата, армянин в свою очередь передал ему флягу с водой. И тут кто-то из азеров завалил армянина. Его братья плотно ответили, но в раненого и в Исри никто из них не выстрелил. 
...В конце, когда мы уезжали, от азеров никто не получил деньги, мол, вы плохо воевали, что с того, что столько неверных завалили... Мы разозлились, но амир, мудрый человек, успокоил нас. Затем мы по приезде в Ичкерию узнали, что командующий амир Басаев также воевал в Карабахе. У всех у нас полностью изменилось отношение не только к армянам, но и к тюркам-азерам. Армяне — сильный и смелый народ. Они своего добьются. Это истинные горцы, имеющие намус, уважающие каноны джигита. Не сильны как мы, но достойными врагами были. Думаю, могут быть и достойными друзьями. 
...Это моя история об армянах и об азербаранах. 
К сожалению, я вынужден быть вдали от родины, но настанет день, и я вернусь, соберу братьев, с кем воевал в Карабахе, и попробую встретиться с армянскими фидаи. Одного звали Мартирос Камсарян — комвзвода, абхазский армянин. Может, кто-то найдет его, жив или погиб..? 
Кстати, братья в Ичкерии также с большим уважением и теплотой рассказывали об армянах, которые против грузин воевали с абхазами. Мы не вспоминали, что они неверные. Но можно ли азеров назвать мусульманами после всего, что я увидел? Конечно же, нет! 
Подобное свинство со стороны азеров имело массовый характер. Вначале отбирали оружие, с которым мы приехали воевать, затем хотели нас разделить и бросить как прикрытие для их основных сил. Оставляли наших ребят раненых тогда, когда своих погибших забирали. Заставляли рыть для них окопы, в то время как сами они жрали как свиньи. ...Мой вам совет: не верьте панисламским призывам азеров. Это говорю вам я, человек, который сам видел “правоверность” азеров.


Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.