Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог, кавказовед Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co представил свое экспертное мнение по поводу текущей внутриполитической ситуации в Армении
Армянская "бархатная революция" получила свое логическое продолжение. Обозначились коллизии между исполняющим обязанности премьера Кареном Карапетяном и главным бенефициаром отставки экс-президента, лидером протеста Николом Пашиняном. Впрочем, эти проблемы были легко прогнозируемы. Согласно новой Конституции внеочередные выборы в случае ухода премьера не обязательны, они будут проведены только, если депутаты дважды не смогут избрать нового председателя правительства. Но в нынешнем составе Национального собрания у Пашиняна всего 9 голосов, тогда как его оппоненты, представители "старой элиты" в лице республиканцев и дашнаков, контролируют большинство. И не факт, что блок Царукяна в едином порыве поддержит "армянского Ганди".
Однако у этой медали есть другая сторона. Сегодня Пашинян опьянен быстрой победой, он чувствует поддержку улицы и революционный драйв. Говоря словами классика, он прекрасно понимает, что главный вопрос всякой революции - есть вопрос о власти. И эта власть близка, как никогда. Конечно, у Карапетяна нет такого негативного восприятия в массах, которое годами накапливалось в отношении к Саргсяну. Более того, до решения экс-президента нарушить данное им слово и пойти на пролонгацию своего пребывания у власти, именно Карапетян рассматривался как наиболее вероятный преемник. Но после того, как он согласился на пост первого вице-премьера, его репутация несколько пошатнулась.
Как бы то ни было, а переговоры Пашиняна и Карапетяна, анонсированные на среду, отложены (в некоторых сообщениях используются более жесткие формулы "отменены"). И Никол Воваевич призвал сторонников снова выйти на улицы. В оборот запускается концепция "народного премьера", что уже чревато выходом за рамки права. С легитимностью все будет в порядке, а вот с легальностью нет. "Нас выбрала революция" - эффектная формула, предложенная в свое время Павлом Милюковым. Но на практике она таит в себе слишком много рисков. Ведь не факт, что элита, легко пожертвовавшая ферзем, рада сдать партию целиком.