11 апреля Национальное собрание Армении единогласно проголосовало за ратификацию Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и Европейским союзом. За проголосовало 95 из 105 депутатов армянского парламента.
Однако встает вопрос, как на Армении отразится эскалация напряженности между Россией и Западом, которая грозит вновь поставить Ереван перед выбором между двумя своими важнейшими партнерами (один из которых к тому же ее военно-политический союзник).
Новая страница отношений Армении и ЕС
Само Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС было подписано 24 ноября 2017 года на саммите “Восточное партнерства” в Брюсселе. Оно призвано заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 1999 года, поднять политические и экономические отношения Армении и ЕС на более высокий уровень.
За несколько дней до голосования посол ЕС в Армении Петр Свитальский сообщил, что в случае ратификации документа армянским парламентом, в соответствии с положением самого Соглашения, оно вступит в силу условно уже с 1 июня”.
Что касается ратификации документа европейской стороной, то, по словам Свитальского, первой соглашение ратифицировала Эстония, и процесс ратификации соглашения Евросоюзом будет продолжаться в соответствии с законодательством каждого государства. “Мы ожидаем, что в середине мая обсуждения пройдут в Европейском парламенте, и парламент выразит свою поддержку этому соглашению”, - сказал он.
Он также добавил, что соглашение с ЕС может стать для Армении движущей силой модернизации и реформ: “Потому что мы убеждены, что, приняв правила ЕС, Армения сможет модернизировать свою экономику и различные сферы жизнедеятельности”.
В свою очередь, председатель постоянной парламентской комиссии по внешним связям Армен Ашотян после ратификации соглашения написал на своей странице в Facebook: “Этот важный в своем роде документ открыл новую страницу в отношениях между ЕС и Арменией. Необходимо сделать все возможное для эффективного осуществления Соглашения и использования всех возможностей, которые оно предоставляет. Мы будем продолжать работать во всех направлениях в интересах общих обязательств, взятых в результате подписания этого Соглашения с Европейским союзом. За работу!”.
Что касается обсуждения предшествовавшему голосованию, то наибольшее внимание депутатов привлек пункт Соглашения с ЕС об Армянской АЭС. И депутаты пытались узнать у представлявшего законопроект в парламенте исполняющего обязанности заместителя министра иностранных дел Карена Назаряна, какие обязательства будут у Армении по АЭС после ратификации Соглашения. Тем более, что Брюссель неоднократно публично заявлял о необходимости закрытия Армянской АЭС.
Отвечая на вопросы, Назарян заявил, что разговоры о закрытии АЭС необоснованны, и в документе нет такого пункта. “В основе подхода сторон во время переговоров по Соглашению лежало то, что единственной заменой для обеспечения гарантированной мощности может быть только такая же гарантированная мощность. При этом, замена атомной электростанции новым блоком – это не наше желание, а основное требование документа по стратегии развития энергетики Армении. Это лежит в основе соответствующей статьи, а не закрытие атомной электростанции после подписания или ратификации Соглашения. В Соглашении такой формулировки нет”,- сказал он.
При этом надо заметить, что у армянских экспертов диаметрально разные взгляды на то, какие возможности данное соглашение предоставляет Брюсселю (и входящим в ЕС отдельным странам) в вопросе строительство новой АЭС в Армении. Так, национальный эксперт ООН по энергетике Ара Марджанян считает, что соглашение дает европейской стороне право блокировать строительство новой АЭС российской компанией. В свою очередь эксперт в области энергетики Ваге Давтян уверен, что подобной угрозы нет.
Напряженность между Россией и ЕС
Сама ратификация Соглашения парламентом Армении прошла на фоне резкого обострения отношений между Западом (в том числе странами ЕС) и России. И еще до голосования замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян заявил, что напряженность в отношениях между Западом и Россией не создаст препятствий процессу ратификации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, подписанного с Европейским союзом в ноябре прошлого года с ЕС.
Он также заметил, что Европейский союз придает большое значение тому обстоятельству, что Армения является первым государством-членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которое идет на глубокое сотрудничество с Европейским союзом, сохраняя свои обязательства в рамках других интеграционных объединений.
В свою очередь, посол ЕС в Армении Петр Свитальский также был вынужден отвечать армянским журналистам на вопрос, как последнее обострение отношений между Россией и Западом скажется на Армении. “Думаю, что хорошо, что за весь этот период, за последние месяцы и годы, Армении удалось сохранить и совместить свои союзнические отношения с Россией с дружескими отношениями с Европейским союзом… Я считаю, что многовекторная внешняя политика – это наилучший рецепт для Армении. Думаю, что это тот путь, по которому нужно идти”,- сказал он.
Экспертный взгляд
Армянский политолог Грант Мелик-Шахназарян заявил в беседе с Пресс-клубом “Содружество”, что отношения Армении с ЕС основаны на взаимных интересах, и никогда не противоречили политическим, экономическим или иным интересам других стран.
“Даже наоборот, официальный Ереван делал все, чтобы в Брюсселе или в любой иной европейской столице понимали, что армянская сторона преследует свои интересы не в зоне противостояния сверхдержав, а возможного противодействия.
Это наиболее четко проявилось сначала в конце 2013 года, когда Армения из-за своей позиции лишилась возможности подписать соглашение с ЕС, и затем в прошлом году, когда это взаимодействие все же состоялось. Конечно на основе предложенной президентом Сержем Саргсяном формулы “и-и””,- сказал он.
По словам эксперта, то, что Армения, с одной стороны, член ЕАЭС, а с другой - подписывает Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, нравится всем. И получаемые из России и Запада оценки свидетельствуют об этом.
“С другой стороны, всем понятно, что Армения не может иметь серьезного влияния на процесс конфликта между Россией и Западом. По этой причине, по большему счету, у этих сторон нет требований к Еревану. Точно также, как это было во время применения международных санкций в отношении Ирана.
Никто не ставит Армению перед выбором по той причине, что внешняя политика нашей страны очень прозрачная и прагматичная. Армения давно отказалась от тактики тайных соглашений и не требует сама, чтобы те же Европа или Россия, исходя из интересов Армении, осуществляли шаги, противоречащие их собственным интересам. Эта политика, как мы сейчас видим, оказалась очень эффективной. Благодаря этому, Армения со стороны международного сообщества рассматривается как надежный партнер, с которым легче сотрудничать, чем подталкивать к конфронтации с кем-то другим”,- заключил Мелик-Шахназарян.