Казань не вошла в историю Армении и Азербайджана своей ролью в урегулировании карабахского конфликта, но кое-что со стола переговоров из столицы Татарстана сохраняет свою актуальность.
Более того, как отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, у сопредседателей есть "новые идеи". О чем может идти речь, Sputnik Армения выяснял с экспертами.
Но начнем сначала. В интервью армянским СМИ МИД России выразил уверенность, что многое из того, что содержит так называемый "казанский документ", по-прежнему востребовано. Кроме того, за прошедшие с тех пор почти семь лет в рамках переговорного процесса появились некоторые новые идеи, которые сопредседатели сейчас продвигают в контактах со сторонами.
Как отметил в беседе со Sputnik Армения политтехнолог Виген Акопян, речь идет не о фундаментальных идеях.
"Я не думаю, что идеи, о которых говорил Лавров — фундаментально новые. Речь, скорее всего, о деталях — по ним стороны не смогли прийти к соглашению. Не думаю, что на этой стадии взаимоотношений Армении с Азербайджаном могут иметь место фундаментально новые подходы или идеи", — сказал Акопян.
По его мнению, статус-кво и реальное соотношение сил в регионе довольно стабильные; каких-то изменений, которые способствовали бы новому витку в развитии отношений, нет.
Что касается этих деталей, по мнению политтехнолога, какими бы они ни были, к реальным изменениям они привести не способны.
"В словах министра иностранных дел России пока что дипломатические нюансы, дипломатические месседжи. На каждой новой стадии переговорного процесса такие месседжи бывают, но они не приводят к радикальным изменениям, которые бы приблизили стороны к какому-либо документу", — сказал Акопян.
Лавров упоминал о том, что посредники пытаются учесть все пожелания, все нюансы, которые звучат от представителей сторон. Детали касаются вопросов перемирия, контроля над линией соприкосновения — этот вопрос вообще стал хроническим.
По мнению политтехнолога, "Мадридские принципы" сохраняют свою актуальность, они будут лежать в основе предложений сопредседателей.
Вопрос в том, насколько для сторон конфликта будут актуальны те или иные пункты.
"Кроме того, важен вопрос очередности этих предложений. Не случайно, что стороны конфликта по-разному интерпретируют принципы будущего соглашения. Одна сторона его называет пакетным, другая — поэтапным", — сказал Акопян.
Вопрос подписания какого-то рамочного соглашения лежит именно в этой плоскости. Прорыва в ближайшее время в переговорном процессе, по мнению Акопяна, не ожидается.
Политолог Сурен Саркисян обращает внимание на то, когда появилось интервью — прямо перед выборами в Азербайджане.
"И Россия, и другие сопредседатели, и все остальное мировое сообщество знает, что Ильхам Алиев сразу после возвращения в Азербайджан "забыл" о договоренностях в Вене и Санкт-Петербурге. Это очень важный момент", — сказал Саркисян.
По его словам, никто не может сказать, о каких конкретно идеях говорил Лавров, но они могут быть связаны именно с невыполненными договоренностями.
"Мадридские принципы" никуда не делись, именно на их основе идет переговорный процесс. Естественно и логично, что постоянно появляются какие-то новые мысли, идеи. Их предлагают сторонам как сопредседатели вместе, так и по отдельности", — сказал политолог.
Таким образом, уверены эксперты, слова Лаврова касаются, в первую очередь, деталей, а не принципиально новых идей.