"Братская" поддержка властей Азербайджана со стороны официальной Анкары в вопросе Карабаха, конечно же, не секрет. Однако, эксперты считают, что Турция может быть непосредственным "заказчиком" эскалации в зоне конфликта.
В двухлетнюю годовщину апрельской войны Sputnik Армения побеседовал с экспертами о том, насколько велика роль Анкары в "нагревании" конфликта в Карабахе.
Тюрколог Андраник Испирян признается: трудно сказать, был ли "толчок" Анкары в бок Баку конкретно во время апрельской эскалации 2016 года. Тем не менее, такие "толчки" случаются регулярно, уверен он.
"Турция всегда вмешивалась в конфликт. Это происходит не только в политической плоскости. Еще в 90-х годах армянские добровольцы находили на поле боя паспорта граждан Турции. Недавно в турецкой прессе появилась информация о том, что один из воевавших в Карабахе турок стал депутатом в составе партии Эрдогана. Вмешательство продолжается до сих пор", — сказал Испирян.
По его словам, Турция все время помогает Азербайджану техникой и вооружениями, политическими заявлениями на различных уровнях. В противном случае "Баку не был бы таким самоуверенным", считает Испирян.
Как отметил собеседник Sputnik Армения, активизация Турции в Карабахе часто связана с ухудшением отношений с Россией. Анкара в этом случае пытается открыть "новый фронт" против России, повышая опасность обострения ситуации.
Когда же отношения двух стран улучшаются, все отходит назад.
"Примечательно, что Эрдоган на предпоследней встрече с Путиным признал, что в Анкаре не могут взять на себя какую-то посредническую роль в Карабахе — она полностью лежит на России", — сказал Испирян.
По словам тюрколога, ранее президент Турции всячески избегал подобных формулировок, а эта фраза стала проявлением безнадежности. Есть определенные регионы, где, по словам Испиряна, Россия не позволит Турции проявлять активность.
"Вопрос Карабаха — один из них", — сказал он.
В свою очередь экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян считает, что в апреле 2016 цель Азербайджана заключалась не в широкомасштабной войне, иначе было бы бессмысленно запрашивать мир уже через несколько дней.
Он считает, что когда Азербайджан понял, что готовится контрудар, он пошел на попятную, так как масштабная война не входила в его планы.
"Армения воюет не только с Азербайджаном, мы имеем дело с турецко-азербайджанским союзом. Все решения принимаются в Анкаре. Азербайджанские офицеры обучаются в Турции, во время войны рядом с азербайджанцами — от командира взвода до министра —стояли турецкие советники", — сказал Арутюнян.
Он отметил, что структура азербайджанской армии полностью копирует турецкую, даже форма у них одинаковая.
В апреле 2016 года во время боевых действий погиб майор спецназа, который был главой охраны министра обороны Закира Гасанова. Он учился, участвовал в учениях, воевал против курдов в Турции.
"Если бы Азербайджан был один, и Турция его не поддерживала, нашего потенциала бы хватило. Но на двоих ресурсов уже маловато.
Что касается ОТРК "Искандер", то Армения, не будучи союзником России, не смогла бы приобрести его. Причем дело не только в стоимости, но и позиции Москвы, которая никому больше его не продает.
В этих условиях возможность того, что Азербайджан пойдет на широкомасштабную войну, мала.
"Искандеры" делают досягаемым Баку, а также другие стратегические цели — это сдерживающий для него фактор.
"Надежда Азербайджана на то, что наша экономика падет, эмиграция будет расти, и они смогут мирно захватить Карабах", — сказал Арутюнян.
Турция периодически на различных уровнях заявляет о поддержке "территориальной целостности Азербайджана" и необходимости передать Нагорный Карабах под управление Азербайджана. Эксперты полагают, что политика нынешней Анкары укладывается в рамки идей "пантюркизма".