Два года назад, в ночь на 2 апреля 2016 года, вооруженные силы Азербайджана с применением артиллерии, бронетехники и боевой авиации предприняли широкомасштабные наступательные действия практически по всей протяженности линии соприкосновения. При этом противник перенес огонь и в глубь территории НКР, подвергнув артиллерийскому обстрелу также мирные населенные пункты и места постоянной дислокации ряда войсковых частей Армии обороны. Жертвами азербайджанской агрессии стали также гражданские лица, в том числе дети. 

Это вооруженное столкновение, вошедшее в историю азербайджано-карабахского конфликта как апрельская 4-дневная война, стало беспрецедентным после установления в мае 1994 года перемирия. Использовав фактор внезапности, Азербайджану удалось добиться незначительного успеха, захватив некоторые подконтрольные Армии обороны НКР территории. Напомним, что при посредничестве Кремля 5 апреля в Москве на встрече начальников генеральных штабов вооруженных сил Армении и Азербайджана была достигнута договоренность о прекращении военных действий.

Если проследить за хронологией событий накануне апреля 2016-го, то можно заметить, что действия бакинского режима вели к подобному развитию ситуации. Начиная с января провокации Азербайджана обретали все более интенсивный и опасный характер - диверсионные вылазки, обстрелы не только позиций Армии обороны НКР, но даже государственной границы Армении, использование как стрелкового оружия, так и тяжелого вооружения, что приводило к гибели и военнослужащих, и мирных жителей. 

Можно сказать, это была прелюдия к грядущей и уже близкой войне. Судя по всему, с одной стороны, нащупывались слабые места в нашей обороне, с другой – проверялась реакция международного сообщества на инициирование новой войны. К тому же Баку понимал, что в процессе переговоров по урегулированию конфликта нужного себе решения ему никак не заполучить, в связи с чем постоянно шантажировал обе армянские стороны и международных посредников возобновлением военных действий. Очевидно, что решиться на подобную преступную авантюру Баку осмелился ввиду изменения в его пользу военного баланса, что явилось следствием приобретения им большого количества оружия, и прежде всего наступательного, в частности, у России. Но даже в условиях оружейного дисбаланса и так называемого фактора внезапности Азербайджан понес большие потери и вынужден был обратиться к Москве с настоятельной просьбой добиться у армянской стороны прекращения боевых действий. Фактически в результате развязанной им же вооруженной агрессии против НКР алиевский режим потерпел и военное, и политическое поражение.

Разумеется, апрельская война стала для Армении и Арцаха серьезнейшим вызовом, пусть и весьма горьким, но все же уроком, из которого были сделаны выводы. Нет сомнения, что специалисты тщательно проанализировали происшедшее и дали свои заключения по решению имевшихся проблем, повышению боеспособности армии. Думается, один из главных уроков – всегда помнить, что мы имеем дело с весьма опасным и коварным врагом, а значит, просто не имеем права терять бдительность. В противостоянии с ним необходима консолидация экономического, политико-дипломатического потенциала всех частей нашего народа – Армении, Арцаха и Диаспоры. 

Как нам представляется, соответствующие уроки следует извлечь также международным посредникам, и прежде всего – сопредседательству Минской группы ОБСЕ, для которого апрельская война должна стать серьезным предостережением. Презрев многочисленные призывы соответствующих структур искать решение проблемы исключительно за столом переговоров, Азербайджан фактически бросил наглый вызов международному сообществу. Можно утверждать, что продолжающаяся годами неадекватная, прямо скажем, иррациональная реакция посредников на агрессивный милитаризм Азербайджана и поощряла его на чрезвычайно опасные провокационные действия, которые в конечном счете привели к новой войне. Как результат, процесс урегулирования, который по вине Баку и без того переживал острый кризис, был отброшен далеко назад. 

После апреля 2016-го сложилась новая политическая ситуация, которая императивно требует от сопредседателей Минской группы внести изменения в методологию урегулирования конфликта. Очевидно, что нынешний двухсторонний формат переговоров оторван от действительности и совершенно не отражает сложившиеся реалии. Между тем они требуют возвращения за стол переговоров Нагорного Карабаха как основной стороны конфликта, принявшего в апреле на себя главный удар Азербайджана, и как военно-политического актора, сумевшего пресечь крупномасштабную агрессию и тем самым сохранить региональную стабильность. И еще. Если ранее кто-то из международного сообщества еще допускал возможность пребывания Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, то, полагаем, после апрельской войны, в ходе которой азербайджанцы убивали беззащитных стариков и детей, обезглавливали армянских военнопленных, ни у кого не должно оставаться сомнений в геноцидальной и нацистской сути этого государства. Апрельскую войну остановила Россия, однако Азербайджан, который не намерен отказываться от силового решения проблемы, и сегодня бряцает оружием, а значит, требуются действенные меры не только стран-сопредседателей Минской группы – России, США и Франции, но и влиятельных международных организаций, в частности, ООН. 

Апрельская война стала серьезнейшим испытанием для молодой арцахской государственности. И надо сказать, благодаря единству арцахцев, всего армянского народа, высоким морально-волевым качествам армянского воина Республика Арцах с честью выдержала это тяжелое испытание. 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.