После двухмесячного продвижения вглубь сирийской территории в ходе операции "Оливковая ветвь" турецкие войска и оппозиционная Дамаску "Сирийская свободная армия" (САА) 18 марта взяли под контроль столицу курдского анклава город Африн, расположенный в 20-30 километрах от турецко-сирийской границы.
Действия Турции вызвали неоднозначную международную реакцию, и не нанесли решающего военного поражения курдским Отрядам народной самообороны, которые Анкара считает террористическими из-за связей с Рабочей партией Курдистана. Хорошо вооруженные отряды ополченцев ушли из Африна без боя, оставив многочисленные склады оружия американского производства. Однако курды — союзники Соединенных Штатов и при их поддержке могут вернуться.
Специальные подразделения Пентагона стоят в 100 километрах восточнее, в городе Манбидж. Президент Турции Реджеп Эрдоган, хоть и призывает американских военнослужащих в Сирии "снять нашивки YPG", чтобы не стать мишенями в Манбидже, не готов идти на прямое вооруженное столкновение с США.
Дальнейшее развитие сирийской "шахматной партии с шестью ферзями" достаточно предсказуемо, и определяется желанием игроков "срубить" по максимуму. Вероятно, американцам придется в той или иной мере жертвовать пешками (курдскими отрядами и "Сирийской свободной армией") для получения тактических преимуществ в регионе и для умиротворения Анкары и Москвы. Ведь очень хочется сохранить в регионе какое-то влияние.
Между тем, турецкая армия и сирийская оппозиция не закончили операцию в Африне. Как далеко может зайти Эрдоган?
Турецкие оливки
Информация из Анкары противоречива. Турецкий президент не раз декларировал намерение наступать на восток до Манбиджа, а в понедельник пригрозил внезапной военной операцией в Иракском Курдистане, и добавил, что "борьба с террористами" будет продолжена в контролируемых курдами Кобани, Тель-Абьяде, Камышли.
Вице-премьер Бекир Боздаг заявил, что Турция не намерена надолго задерживаться в сирийском Африне и вернет его "настоящим хозяевам" (имея ввиду три миллиона сирийских беженцев на турецкой территории). Ранее пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын отметил: турецкие власти не собираются передавать Дамаску территорию сирийского Африна, войска останутся там. Период неопределенности может затянуться на месяцы и даже годы. Но и у курдов есть время для перегруппировки сил.
Анкара обосновывала операцию в Африне "растущей озабоченностью турецкого правительства стремлением сирийских курдов создать постоянное местное правительство на границе с Турцией". Идея зачистки северных приграничных районов Сирии от "несознательных и вредоносных" курдов не нова. Турция давно стремится создать здесь зону безопасности и заодно укрепить свои позиции в регионе.
Однако в Сирии Эрдогану выгоднее не столько воевать, сколько балансировать между интересами США и России. Так, целью операции "Щит Евфрата" (август 2016 года – март 2017 года) было освобождение от курдского влияния западного берега реки Евфрат. Но как только американские военнослужащие прикрыли собой курдские отряды, турецкие войска отступили. Теперь в районе Манбиджа вероятно повторение ситуации. Американцы пока не собираются покидать Сирию, и местные союзники им необходимы как воздух.
Позиции США и России
Госдеп обеспокоен ухудшением ситуации в Африне, но всем понятно, что вооруженные силы США в Сирии готовы "предпринимать меры, чтобы избежать конфликтов". То есть, курдов американцы намерены по-прежнему защищать и снабжать оружием.
На недавних слушаниях комитета Сената США по делам вооруженных сил заявлено о негативной роли России в Сирии. Якобы Москва подпитывает конфликты между Сирией, Ираном, Турцией, США и другими партнерами. А затем по обстановке играет роль поджигателя, пожарного или арбитра. Видя сближение Анкары и Москвы, Вашингтон готов пойти на уступки туркам, и просит лишь не затягивать надолго операцию "Оливковая ветвь". Американцы уже не те, что прежде, и готовы к унизительным компромиссам.
Позиция России прозрачна и легитимна. Стратегия Москвы учитывает всю сложность сирийского конфликта и комплекс региональных противоречий. И я разделяю ливанский прогноз на среднесрочную перспективу: неизбежны строительство российской военной базы в Дейр-эз-Зоре и вытеснение американской коалиции с восточного берега Евфрата.
Россия создала и совершенствует высокотехнологичный барьер агрессии Запада, и эта военно-политическая конструкция будет служить десятилетиями.
Мир не заметил оккупации
Официальный Дамаск осудил действия Анкары и настаивает на том, что территория Африна является неотъемлемой частью Сирии. МИД страны в письмах генеральному секретарю ООН и в СБ ООН охарактеризовал захват Африна как нарушение международного права и принципов устава ООН. Тревога тем более обоснованна, что после прихода турецких войск и САА в Африне убито и ранено "огромное количество гражданских лиц".
Сообщается о массовых грабежах имущества тех, кто покинули город. Официальный представитель Управления Верховного комиссара ООН по гуманитарным вопросам (УКГВ ООН) Йенс Лерке также сообщил о случаях мародерства и угрозах насилия в отношении местных жителей. Оставшиеся в городе и бежавшие из него мирные сирийские граждане (по разным данным, от 100 до 250 тысяч) находятся в катастрофическом положении. А ведь до вмешательства Турции этот регион в Сирии был единственным, не пострадавшим от войны. Между тем, оккупация Африна может перерасти в новый этап боевых действий – на севере Сирии и на юге Турции.
Невзирая на исключительный характер турецкой экспансии, мир почти не заметил трагедии жителей Африна. Только Москва призвала все стороны к сдержанности и уважению территориальной целостности Сирии, да МИД Египта осудил действия турецких войск и подконтрольных им САА.