Главы внешнеполитических ведомств стран региона в лице Ирана, Турции, Грузии и Азербайджана встретились в четверг в Баку. Это первая четырехсторонняя встреча Мохаммада Джавада Зарифа, Мевлюта Чавушоглу, Михаила Джанелидзе и Эльмара Мамедъярова; по ее итогам была принята Бакинская декларация.
В беседе со Sputnik Армения бывший начальник аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе прокомментировал участие Джанелидзе в этом «мид-квартете». Он отметил, что Тбилиси продвигает свои экономические интересы и всячески пытается отстраниться от возможного политического подтекста подобных встреч.
"До сих пор нынешнему правительству, условно будем называть его "мечтой", удавалось избежать какой-то чрезмерной политизации в своих отношениях с соседями и странами региона", — сказал Мамрадзе.
По его словам, регион очень сложный, с Россией у Грузии нет дипломатических отношений. Но ей нужно развивать отношения со всеми соседями.
"Это нужно и для экономики, и стабильности в регионе, для поступления инвестиций — без всего этого нельзя. С другой стороны, необходимо избегать поляризации", — сказал Мамрадзе.
Он привел в пример политику Шеварднадзе, при котором все соседи знали — политика Грузии основана на том, что хорошо для нее и всех соседей. По крайней мере, подчеркивает Мамрадзе, ничего против своих соседей Грузия не делала, это было исключено.
Этого нельзя сказать о периоде правления Михаила Саакашвили: в те годы, указал Мамрадзе, из Тбилиси звучали заявления, которые могли оскорбить соседние страны, причем не только Россию.
"Я очень надеюсь, что подобные соглашения будут иметь позитивную сторону, затронут экономические, социальные вопросы, но никоим образом не будут способствовать росту поляризации в регионе", — отметил Мамрадзе.
Если Грузия отправилась в Баку за инвестициями, объем которых в Грузии уже немал, то Иран был представлен в столице Азербайджана по иной причине.
Востоковед, заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян сказал Sputnik Армения, что визит в Баку главы МИД Ирана, очевидно, имеет церемониальный характер.
"Я не думаю, что Тегеран ожидает серьезных результатов от этой встречи. Учитывая региональную политику, предполагающую, что Тегеран должен иметь хорошие отношения со всеми своими соседями, Иран присутствовал и на этой встрече", — сказал Восканян.
По его словам, турецко-азербайджанский союз попытается предложить программы изоляции Армении, в которых Иран, естественно, не примет участие.
Слабый Ереван не соответствует интересам Тегерана, отметил спикер, поскольку в Исламской республике Армению воспринимают как надежного и дружественного партнера, с которым разрабатывается множество совместных программ.
"Укрепление региональных позиций Турции и Азербайджана тоже не особо по душе Ирану. Очевидно, что у Тегерана много проблем с Баку и почти столько же с Анкарой. Даже временное соглашение с Турцией по поводу Сирии фактически перестало действовать, несмотря на то, что стороны об этом пока не объявляли", — отметил Восканян.
Участие Турции в различного рода инициативах Баку (как и обратное) не вызывает, конечно же, никакого удивления. Однако, по мнению тюрколога Андраника Испиряна, в вопросе политических взглядов Тегеран и Тбилиси не отвечают им взаимностью.
"Лишь у двух стран из четырех совпадают политические взгляды. Грузия и Иран участвуют в подобных встречах исходя из своих интересов, несмотря на то, что переговоры Баку-Тбилиси-Анкара проходят регулярно", — сказал Испирян.
По его словам, Иран довольно адекватно относится к карабахскому конфликту, несмотря на то, что в Баку иногда звучали неприятные для Еревана заявления.
Тегеран, по его словам, не пойдет на подписание военно-политического документа, в особенности, если в нем участвуют Баку и Анкара.
"Что касается экономической сферы — она выгодна им всем", — сказал Испирян.
В Бакинской декларации отмечается, что Азербайджан, Грузия, Иран и Турция подготовят план совместных действий по приоритетным направлениям сотрудничества, в частности, энергетическому, транспортному, банковскому, промышленному, сельскохозяйственному, туристическому. Также договорились о поощрении инвестиций и торговли.
В документе также подчеркивается возможность расширения транзитного потенциала и сотрудничества четырех стран в рамках транспортного коридора Юг-Запад с присоединением к нему иранских портов Бандар-Аббас и Джабахар в Персидском заливе через железную дорогу Решт-Астара с железной дорогой Бку-Тбилиси-Карс.
Добавим, что главы МИД четырех стран приняли решение провести следующую встречу в Тбилиси.