Авторитетное издание The National Interest опубликовало статью бывшего посла США в Армении Джон Эванса. В своей статье под названием «Проигнорирует ли Трамп визит президента Нагорного Карабаха?» Эванс напоминает миру: пришло время, чтобы мир признал независимость Арцаха.

В 451г. армянская армия после ожесточенного боя с персами отступила на Южный Кавказ – в леса Арцаха. Они проиграли в войне, но сохранили свою христианскую веру, и, следовательно, посчитали это победой. Армения – первая нация, принявшая христианство в 301 году.

В 2018 году маленькая, но самоопределившаяся армянская демократическая республика – Нагорно-Карабахская Республика (или «Арцах», как называют его армяне) пытаются выжить – в условиях угрозы превосходства военной силы, которая хочет уничтожить ее. Профессор Одри Альтстадт в своей последней статье об Азербайджане не упоминает Нагорный Карабах, но, наверное, должен был, поскольку положение граждан непризнанного государства является серьезным нарушением прав человека. «На этой неделе Вашингтон посетит избранный демократическим путем президента Арцаха Бако Саакян. Его не примут в американской администрации частично потому, что США молчат по поводу того, должен ли Арцах быть независимым от Азербайджана, в состав которого его включили в 1921 году указом Иосифа Сталина. Вашингтон не признал Арцах (фактически, республика не признана ни одной страной), однако предшественник Саакяна, посетивший США в 1999 и 2002 гг. имел рабочие встречи с представителями Госдепартамента, и в Вашингтоне есть неофициальный представитель Нагорного Карабаха/Арцаха. В ходе этого визита Саакян ограничится лишь встречами в Конгрессе и частным обедом в Центре национальных интересов.

США вместе с Россией и Францией пытаются выступить посредником для разрешения уже длящегося свыше 20 лет конфликта. Несмотря на усилия ОБСЕ, пока не удалось добиться урегулирования карабахского конфликта, тем не менее, за это время народ Арцаха построил процветающую демократию, основанную на свободных и справедливых выборах и уважении прав человека.

В апреле 2016 года было нарушено достигнутое в 1994-ом году перемирие, азербайджанские войска попытались захватить у армян Карабаха победу в борьбе за самоопределение, которую они вели в 1990-х после развала Советского Союза.

Нагорный Карабах никогда не был частью современного Азербайджана, за исключением советских лет, когда был автономией – с правом на отделение. И он никогда не был частью Азербайджана, у которого была короткая жизнь до создания Советской власти. Четырехдневная война в апреле 2014 года изменила все. Это была жестокая кампания, развернутая ВС Азербайджана сразу по нескольким направлениям карабахско-азербайджанской линии соприкосновения посреди ночи. Шаткий мир удалось восстановить, однако было несколько сотен жертв, более того, азербайджанские военные отличились особой жестокостью, в ходе этой кампании, были нарушены основополагающие нормы и принципы международного гуманитарного права, были осуществлены варварства, присущие боевикам ИГИЛ. Попытка блицкрига, предпринятая Азербайджаном, развеяла ту небольшую веру арцахского народа относительно мирных переговоров и прояснила намерения Баку по отношению к ним, которые некоторые эксперты сравнивают с геноцидом. Посетив в июле 2016 года Арцах, я собственными глазами увидел, как народ и де-факто власти Арцаха, несмотря на «непризнанность», построили действующую демократию. У них есть все атрибуты государственности, которые отмечены в конвенции Монтевидео, за исключением последнего положения – возможности наладить отношения с другими странами. На деле возможность у них есть, но ее отклоняют. А зербайджан наказывает всех, кто посещает Арцах, включая их в «черный список». В этом списке оперная певица Монсерат Кобалье, известный шеф-повар Энтони Бердейн, колумнист Washinton Post Дэвид Игнатиус и многие другие. Хочу сказать, что я сам в этом списке

Недавно собравшиеся в Брюсселе эксперты по международному праву говорили о превалировании права на самоопределение над принципом территориальной целостности, который можно использовать только для защиты от «внешней угрозы», но не применять против меньшинств. Оставляя в стороне тот факт, что Нагорный Карабах юридически отделился от СССР одновременно с Арменией и Азербайджаном, не может быть никаких сомнений в том, что этот конфликт зарождался как внутренний, а Армения пришла всего лишь на помощь к своим братьям и сестрам.  Хочу также заметить, что самоопределение иногда может быть провозглашено и в пределах государства, как, к примеру, канадский Квебек. Однако, когда «страна-родитель» применяет насилие по отношению к тем, кто считается ее гражданами, она теряет право руководить ими, и здесь встает вопрос «лечебного отделения».

Как напоминает профессор Пол Уильямс из вашингтонского колледжа права напоминает, что сегодня в мире есть около 70 активных движений по самоопределению. Эти конфликты, по его словам, «смертоносные и дестабилизирующие». Как правило, эти конфликты в среднем длятся около трех лет. Однако другой эксперт в области международного права – Альфред де Заяс, указывает на то, что самоопределение является формой демократии и необходимо рассматривать ее как фактор долгосрочной стабильности. Настала пора международному сообществу приветствовать Нагорно-Карабахскую республику Арцах в семье народов. Армине Алексанян, замминистра иностранных дел Арцаха, недавно заявила в Европарламенте: «Карабах – это страна, а не конфликт». Народ Арцаха просто желает жить в мире и свободе. И хотя статус Арцха пока окончательно не определен, народ Арцаха должен иметь возможность пользоваться всеми теми правами, что и мы, и не быть изолированным.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.