По долгу службы я внимательно отслеживаю ежегодную информационную составляющую коммерческого бренда «Ходжалу» и могу констатировать, что азербайджанская «фактология» трагедии каждый год претерпевает различного рода трансформации, носящие иногда косметический, а иногда и кардинальный характер — в зависимости от разоблачений азербайджанских фальсификаций вокруг нее, имевших место в течение конкретного календарного года.
В нынешнем году в эту «фактологию» закавтурками были вписаны новые мелизмы. Цитата:
«Во время штурма Ходжалы восточная сторона города была оставлена армянами открытой умышленно – это был выход в направлении города Агдама. Полураздетые, обезумевшие от страха ходжалинцы в кромешной тьме, всюду натыкаясь на шквал огня, интуитивно бежали в восточном направлении, которое казалось обманчиво спокойным.
Ходжалинцы вброд в 12-градусный февральский мороз переходили реку Гаргар-чай, где на противоположном берегу, по свидетельству ходжалинцев, находилась армянская разведгруппа, которая докладывала по рации оперативную сводку и информацию о передвижениях бегущих жителей города.
Для ходжалинцев в так называемом «гуманитарном коридоре» армянами было подготовлено минимум три засады. Первая группа ходжалинцев была расстреляна и взята в плен на противоположном берегу реки Гаргар-чай. Армяне тут встретили ходжалинцев, выбиравшихся из ледяной воды, плотным пулеметным огнем.
Далее у армянского села Кятук, которое лежит на пути к Агдаму, ходжалинцы вновь попали в армянскую засаду, где понесли большие потери и многие попали в плен. А выбравшиеся из этой засады живыми бежали в сторону села Нахичеваник, о котором за несколько часов до начала штурма сами же армяне пустили по рации слух, что село освобождено азербайджанскими ВС.
Ходжалинцы поэтому и выбрали это направление, думая, что в Нахичеванике их ждет наконец-то спасение. Когда спасшиеся группы ходжалинцев добрались до Аскеранского шоссе, наступил рассвет, и закончилась лесополоса, в которой они прятались. Теперь ходжалинцы с восходом солнца оказались на равнине, видные, как на ладони.
Здесь на подступах к Нахичеванику их ждала очередная армянская засада, где произошла основная бойня и погибла большая часть выживших после штурма жителей города. Армяне расстреливали оказавшихся на равнинной местности и ставших легкой мишенью женщин, детей, стариков. Еще была засада у села Гюльаблы и затем на подходе к селу Шелли, где тоже погибло много ходжалинцев». Конец цитаты.
Итак, констатируем, что впервые за последние годы азербайджанской пропагандой признается, наконец, наличие предоставленного для выхода коридора — правда с оговоркой «умышленно». Но радоваться этому признанию, пожалуй, рано. И даже не потому, что «интуитивно бежавшие, полураздетые, обезумевшие от страха ходжалинцы в кромешной тьме, всюду натыкаясь на шквал огня, в 12-градусный мороз», мокрые после ледяного брода, тем не менее, легко разглядели, а, главное, расслышали «армянскую разведгруппу, которая докладывала по рации оперативную сводку и информацию о передвижениях бегущих жителей города».
И даже не потому, что не расслышавшие несколько дней непрерывно передававшуюся с помощью громкоговорителей, по телевидению, по радиосвязи и иными способами информацию о предстоящем штурме, ходжалинцы, тем не менее, отлично расслышали «пущенный по рации (!!!) слух» о том, что село Нахиджеваник, дескать, контролируется азербайджанскими ВС.
Рано радоваться, потому что количество «армянских засад» в этом году доведено азербайджанскими фальсификаторами до рекордных пяти: 1. противоположный берег Каркара; 2. село Кятук; 3. село Нахиджеваник; 4. село Гюлаблы; 5. село Шелли (ныне — Ухтасар).
Возникает резонный вопрос: если армяне хотели в турецком стиле расправиться с безоружными женщинами, детьми и стариками, почему они не сделали этого в самом Ходжалу, где, согласно информации национального героя Азербайджана, военного журналиста Чингиза Мустафаева, никаких трупов вообще не было? Для чего эти сложности с устраиванием целых пяти (!!! — П.) засад, причем две из которых, дескать, вообще находились на территории, контролируемой Азербайджаном? Да-да, все дело в том, что село Гюлаблы было освобождено армянскими силами лишь спустя 5 месяцев после освобождения Ходжалу — 4 сентября 1992 года (информацию специально беру из азербайджанского варианта Википедии), а село Шелли — вообще 4 июля 1993-го.
О том, что наличие засад — это ложь азербайджанской пропаганды, свидетельствует все тот же Чингиз Мустафаев, дважды лично посещавший место расстрела у села Шелли и рассказавший о свободно бродивших там вооруженных азербайджанцах, которые при его появлении разбежались, оставив после себя скальпированные трупы ходжалинцев (см. http://voskanapat.info/?p=29717&l=ru). Именно тогда из его уст и исторгся вопль: ««Кто это сделал?! Я позавчера снимал, тут не было такого!»
Вообще, не стоит забывать, что полная версия обеих съемок Мустафаева так по сей день в сеть и не выставлена. Все просто — Азербайджану есть, что скрывать.
Резюмируя все вышесказанное, можно констатировать, что за 26 лет, прошедших с момента трагедии, в Азербайджане не только не появилось людей, не боящихся говорить правду о событиях в Ходжалу. Не появилось даже тех, чья ложь выглядела бы более-менее правдоподобно. Ведь куда ни копни, отовсюду мигом лезут белые нитки лжи.
И еще о Ходжалу. Одна из лучших знатоков фактологии конфликта, руководитель проекта «Обыкновенный геноцид», замредактора газеты «Голос Армении» Марина Григорян в свою очередь отмечает тот факт, что на кадрах, снятых Чингизом Мустафаевым, запечатлено всего несколько тел, а отнюдь не 613, как в последние годы упорно твердит азербайджанская пропаганда. Кроме того, если учесть, что Мустафаев вел съемку погибших людей дважды — 29 февраля и 2 марта, и оба раза среди тел бродили вооруженные азербайджанские военные, возникает еще один вопрос: почему трупы (которые при первой съемке загружались в вертолет, а во время второй — чудесным образом вновь оказались на том же месте — П.) не были захоронены в тот же день, как это принято по мусульманским обычаям?
Существует вероятность, что это вообще были не мусульмане, а армяне. Ведь в ходе операции по освобождению Ходжалу армянскими силами были освобождены в общей сложности 13 армянских заложников (6 мужчин, 6 женщин и 1 ребенок), остальные 34 армянина (гражданские лица), удерживаемые в Ходжалу, были уведены азербайджанскими военными в неизвестном направлении, и дальнейшие сведения о них после этого теряются. Возможно, именно их национальная принадлежность и явилась причиной столь зверской расправы и надругательства над телами. Как справедливо отмечали в арцахском МИД, «очевидно, что те, кто хотели создать видимость осквернения трупов армянами, обезобразили, в первую очередь, именно тела заложников-армян, чтобы их невозможно было идентифицировать. Именно с этой целью со многих трупов была снята верхняя одежда, именно по этой причине тела несчастных жертв подверглись надругательствам, изменившим их до неузнаваемости».
Так что эту версию, сегодня почему-то совершенно не рассматриваемую, тоже никак нельзя сбрасывать со счетов.